Как работает антипробуксовочная система автомобиля (абс)

Антипробуксовочная система — что это такое в автомобиле

Опция нужна для сцепления с дорогой и предотвращения заносов.

Данный функционал напрямую влияет на стабильность, обеспечивая оптимальную сцепку с дорогой. Машине легче трогаться, разгоняться, входить в вираж и тормозить. При скользком покрытии АПС — существенное подспорье. 

Современный вариант подобного устройства появился в 90-х годах 20-го столетия — до этого использовали механические прообразы. Как называется антипробуксовочная система? Сегодня на авторынке известны следующие модификации:

  • DSA (Opel);
  • ASR (Audi, Mercedes, Volkswagen);
  • TRC (Toyota);
  • ASC (BMW);
  • TCS (аббревиатура для собственной разработки).

Рядом с обозначениями в этом списке в скобках указаны автомобили, на которых применяется указанный тип АПС. 

Можно ли отключить?

Некоторые староверы, да и любители «валить боком» и стартовать, зачастую выключают эти системы (опять же не забываем про первые выпуски X-RAY, там отключение было просто необходимо).

Там можно ли отключить антипробуксовочную систему или нет? И как это сделать?

В современных иномарках это проще простого. Есть специальная клавиша, нажимаем, на приборной панели загорается значок «OFF» (рядом с машинкой, которая буксует). Можете ехать без нее.

НО бывают авто, на которых никаких кнопок нет, а вот отключить нужно (опять же X-RAY). Тогда можно применить колхозный метод (который, кстати еще и не всегда срабатывает, а иногда можно получить CHECK ENGINE). Обычно ищут предохранитель и просто вытаскивают его из цепи. НО ТАК Я ВАМ НЕ РЕКОМЕНДУ ДЕЛАТЬ! Зачастую с АНТИБУКСОМ, отрубается и ESP, иногда может и ABS. Так что авто становится вообще аналоговым, если так можно выразится.

Сейчас полезное видео смотрим.

НА этом я заканчиваю свой материал, думаю он вам был полезен. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.

Похожие новости

  • Преобразователь ржавчины состав. Можно ли сделать своими руками?
  • Тормозная жидкость состав. Основные свойства, нужная информация
  • Неравномерный износ колодок. Разберем передние и задние – основн…

Что такое ESP в машине?

ElectronicStabilityProgram, илиESP , – это система электронного контроля устойчивости, которая также называется системой динамической стабилизации. Главная цель ESP – управление моментом силы колес, что позволяет устранить боковое движение и выровнять положение авто.

Как и ASR, система имеет несколько аналогов, которые используются в конкретных марках машин:

  • На авто KIA, Hyundai и Honda устанавливается ESC .
  • Rover, BMW и Jaguar комплектуются DSC .
  • Отличительная черта Volvo – система DTSC .
  • В машинах Acura можно встретить VSA .
  • Модели Toyota агрегатируются VSC .
  • В автомобилях Subaru, Nissan и Infiniti эксплуатируется система VDC .

Как отключить антипробуксовочную систему

Как отмечалось выше, в разных автомобилях устанавливаются разные типы антипробуксовочных систем. Отключаются и способы их отключения. Чаще всего это делается:

  • Через бортовой компьютер, где нужно найти соответствующую опцию и отключить;
  • При помощи отдельной кнопки. Она, в большинстве случаев, находится слева от руля;
  • При помощи комбинации кнопок или определенного алгоритма взаимодействия с кнопкой. Например, может потребоваться выжать тормоз и нажать на кнопку отключения системы, либо зажать кнопку, поскольку при ее однократном нажатии отключаются только отдельные опции данной системы.

Обратите внимание: Имеются автомобили, в которых невозможно отключить антипробуксовочную систему. Способ отключения антипробуксовочной системы, если он имеется, должен быть указан в книге по технической эксплуатации автомобиля

Способ отключения антипробуксовочной системы, если он имеется, должен быть указан в книге по технической эксплуатации автомобиля.

Как работает система TSC

Видео: Система стабилизации машины ESP. Как работает ESP зимой?

Но это общий принцип работы TCS, на деле все несколько сложнее. По части тормозной системы, TCS использует механизмы ABS – использует ее датчики для контроля за скоростью вращения колес, а также блок управления, который анализирует и сравнивает показания этих датчиков с разных колес. В первую очередь сравнивается скорость вращения ведущих колес с ведомыми, а затем уже – между собой. Но при этом учитывается положение и угол их поворота.

Если АБС является лишь системой контроля и распределения усилия, которое создает водитель, нажимая на тормозную педаль, то TCS работает в автоматическом режиме, самостоятельно создавая усилие на необходимом тормозном механизме. При этом задействуются также клапана, которые обеспечивают удержание давления до момента, когда сцепление на пробуксовывающем колесе восстановиться (оно замедлится), после чего давление стравливается.

Что касается воздействия на силовую установку, то здесь тоже не все просто. TSC оказывает влияние на мотор по-разному, учитывая разные дорожные условия. При старте зачастую система оказывает влияние на дроссельный узел, и как бы водитель не жал на акселератор, мотор будет снижать обороты, пока скорость вращения на колесах не восстановиться.

А вот на высоких скоростях (выше 80 км/ч), все делается по-другому – возможно изменение угла опережения зажигания, принудительное создание пропусков на свечах зажигания, или же временное отключение форсунок. Здесь все зависит от конструктивного решения, которое применили конструкторы для организации срабатывания TSC.

На авто срабатывание системы выглядит так: колесо при попадании на скользкий участок дороги, начинает вращаться быстрее, чем все остальные. Это замечает датчик и передает информацию на блок управления АБС. Он на основе этой информации в первую очередь задействует тормозной механизм, чтобы замедлить колесо. Если быстро не удалось восстановить скорость вращения, информация об этом поступает на ЭБУ, который от условий движения принимает меры – либо принудительно закрывает дроссельную заслонку, или же воздействует на систему зажигания и питания. При этом на приборной доске загорается контрольная лампа, указывающая на срабатывание системы.

Примечательно, что TCS можно отключить, для чего на приборной панели есть специальная клавиша. Но автопроизводители не рекомендуют это делать, особенно начинающим водителям. Но с другой стороны, эта система может помешать, к примеру, при преодолении бездорожья, поскольку система будет «душить» мотор.

Как работает антипробуксовочная система автомобиля

Противобуксовочная система ASR позволяет не буксовать на бездорожье.

  Воздействие на ведущие колёса происходит двумя способами:

  1. При движении со скоростью до 60 км/час (это «усреднённая» цифра, может отличаться на разных авто) пробуксовывающее колесо притормаживается тормозной системой. Происходит это благодаря тому, что система АСР включает в себя насос для тормозной жидкости, создающий требуемое давление. Подача жидкости на тормозные цилиндры регулируется клапанами, приводимыми в действие соленоидами.
  2. При превышении значения установленной пороговой скорости блок управления ASR воздействует уже на двигатель, подавая сигналы, благодаря которым уменьшается крутящий момент мотора. Происходит это за счёт изменения положения дроссельной заслонки, пропусков зажигания, изменения качества смеси. Кроме того, в случае, если авто с АКПП, подбирается соответствующим образом ступень трансмиссии – включается повышенная передача, благодаря чему тяговые характеристики двигателя становятся «слабее».

Значение пороговой скорости рассчитывается таким образом, чтобы избежать сильного перегрева исполнительных механизмов – торможение на высоких скоростях приводит к «сгоранию» колодок, короблению тормозных дисков, закипанию жидкости и т.д.  

Кнопка отключения системы ASR автомобиля

  При желании водитель может отключить антипробуксовочную систему – хотя бы для того, чтобы поупражняться в вождении на пустынных участках дорог – ведь любой механизм имеет свойство ломаться и навыки безопасной езды не будут лишними. На панели приборов или возле рычага КПП есть кнопка «ASR OFF» – это выключатель системы ASR. В качестве напоминания для водителя на приборном щитке загорается соответствующая лампочка при отключении системы. Как отключить антипробуксовочную систему Вашего авто, Вы можете узнать из руководства по эксплуатации – процедура включает в себя несколько шагов и может быть отличаться на разных моделях.

Например, для того, чтобы отключить ASR на VW Jetta, нужно:

  1. Включить зажигание.
  2. Включить «аварийку».
  3. Пять раз нажать на педаль «газа». Должен загореться индикатор «скользкая дорога».
  4. Запустить двигатель и отключить «аварийку».

Но при следующем запуске ASR снова автоматически включится. Более того, ASR позволяет стартовать с места, избегая пробуксовки, на скользкой дороге.

Зачем нужна антипробуксовочная система

Как можно понять из названия данной системы, она служит для снижения вероятности пробуксовки автомобиля. Многие водители не знают, но антипробуксовочная система включена в их автомобиле по умолчанию, и ее можно отключить из настроек через бортовой компьютер.

Принцип действия антипробуксовочной системы довольно простой. Если электронный блок управления автомобиля получает информацию о том, что машина имеет плохое сцепление с дорогой на одном из приводящих колес, то это колесо начинает крутиться медленнее, тормозя при помощи колодок, а крутящий момент усиливается на втором колесе, которое имеет более хорошее сцепление с дорогой. Это позволяет автомобилю выбраться из снега, грязи и других сложных дорожных условий.

Обратите внимание: Выше рассмотрен принцип работы антипробуксовочной системы для переднеприводного автомобиля. Но такие системы устанавливаются и на автомобили с полным приводом, и их работа ведется похожим образом, но с учетом особенностей полного привода

Но антипробуксовочная система нужна не только, когда автомобиль застрял в плохих дорожных условиях. Ее работа ведется непрерывно все время, пока водитель управляет автомобилем. Считывая информацию с колес, ЭБУ контролирует оптимальное распределение момента между ними, чтобы автомобиль не пробуксовывал и не возникало других аварийно опасных ситуаций.

Примеры, когда еще работает антипробуксовочная система:

  • Попадание одного колеса на заснеженную дорогу. Часто бывает, что дорожное полотно почищено не идеально. В такой ситуации водитель рискует угодить одним из ведущих колес на снежную часть дороги, а другое будет двигаться по чистому асфальту. Поскольку у одного из колес возникнет вероятность проскальзывания, это может привести к тому, что при резком движении руля автомобиль уйдет в занос, и водитель потеряет управление. Чтобы этого не произошло, антипробуксовочная система, работая в связке с системой стабилизации курсовой устойчивости, перераспределяет момент, притормаживая проскальзывающее колесо;
  • Прохождение поворотов. Еще одна типичная ситуация — вход в поворот на заснеженной дороге. Даже при низкой скорости автомобиль может уйти в занос. Антипробуксовочная система и система курсовой устойчивости постараются это предотвратить, распределяя моменты между колесами;
  • Пробуксовка при резком старте. Если на светофоре вы нажмете педаль акселератора в пол, то без антипробуксовочной системы, автомобиль может “шлифануть” и развернуть, особенно на скользкой дороге. Антипробуксовочная система это предотвратит. Даже если пробуксовка возникнет, автомобиль не понесет в сторону.

Еще один немаловажный момент, который стоит отметить, это снижение нагрузки на автоматическую коробку передач при использовании антипробуксовочной системы. Как известно, при пробуксовке масло в АКПП разогревается, что может вести к его перегреву и потере свойств, что впоследствие негативно скажется на элементах трансмиссии. Кроме того, антипробуксовочная система “притупливает” автомобиль на резких стартах, тем самым снижая нагрузку на гидротрансформатор.

Противобуксовочная система с 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами

Существенное отличие противобуксовочной системы компании Teves от системы, разработанной Bosch, заключалось, как и в ABS, в том, что в плане гидравлики система являлась открытой. Со временем и для гидравлического контура противобуксовочной системы стала использоваться закрытая система с 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами.

Три воздействии тормозное усилие на колесном тормозном цилиндре регулируется двумя 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами.

Тормозное усилие создается подающим насосом и поддерживается в накопителе. Перед накопителем подключен 2/2-ходовой электромагнитный клапан (5), который открывает и перекрывает магистраль к накопителю давления. В обесточенном состоянии он закрыт.

Чтобы тормозное усилие не уменьшалось через главный тормозной цилиндр (при открытом заправочном клапане накопления давления и работающем подающем насосе), активируется отсекающий клапан (6), перекрывающий связь с главным тормозным цилиндром (в обесточенном состоянии открыт).

Однако при выполнении регулирования ток подается сначала на клапаны нерегулируемого колеса, в результате чего впускной клапан закрывается, не позволяя тормозному усилию на данном колесе увеличиваться, а выпускной клапан при этом в целях безопасности открывается.

Затем активируется отсекающий клапан для перекрывания соединения с главным тормозным цилиндром.

Теперь, если на заправочный клапан накопителя давление подается ток (= открывается), тормозное усилие регулируемого колеса может беспрепятственно увеличиваться, поскольку электромагнитные клапаны в данном случае остаются обесточенными, то есть впускной клапан открыт, выпускной клапан закрыт.

Если тормозного действия достаточно, впускной клапан закрывается и тормозное усилие поддерживается на одном уровне. Если затем открывается выпускной клапан, тормозное усилие уменьшается.

Если это колесо снова начинает буксовать, оба клапана обесточиваются, позволяя снова увеличиваться тормозному усилию.

Чтобы давление в накопителе или во время регулирования уменьшилось не сильно, в накопителе открывается выключатель, в результате чего запускается подающий насос.

Загрузка накопителя может выполняться и вне процесса регулирования. Для этого впускные клапаны закрываются выпускные клапаны в целях безопасности открываются, отсечной клапан закрывается, а клапан накопителя открывается.

В результате подающий насос может выполнять загрузку накопителя. По завершении этого процесса все клапаны снова обесточиваются: заправочный клапан, закрывается, отсекающий клапан открывается, впускные клапаны открываются, выпускные клапаны закрываются. Сразу же становится доступной обычная функция тормозной системы.

Поэтому во время процесса торможения, который распознается блоком управления по сигналу выключателя стоп-сигналов, а также при помощи датчика положения педали, в первую очередь обесточиваются все клапаны — независимо от того, загружен ли накопитель давления или в рамках системы ASR было предпринято тормозное воздействие.

Такая схема безопасности обеспечивает моментальную готовность обычной тормозной системы к работе после ASR-регулирования или в случае сбоя системы. Воздействие на систему управления двигателем (зажигание, впрыскивание) активируется и в этой системе через разные сигнальные провода, ведущие от блока управления ASR к блоку управления Motronic, или через шинную систему.

Воздействие на дроссельную заслонку осуществляется при помощи серводвигателя, ток на который подается непосредственно блоком управления. Серводвигатель притягивает дроссельную заслонку к пружине. Таким образом, в этой системе дроссельная заслонка связана с тросом Боудена и педалью акселератора не жестко, а через пружину.

Как работает антипробуксовочная система?

Большинство современных автомобилей имеют электрогидравлическую АПС. Она контролируется центральной системой управления и не допускает пробуксовки ведущих колес независимо от скорости движения машины.

Ее основные функции заключаются:

  • в считывании и анализе информации с датчиков колес;
  • в управлении величиной крутящего момента, передающегося от двигателя к колесам;
  • в осуществлении контроля и управлении системой торможения ведущих колес.

Информация с датчиков угловой скорости, расположенных на ведущих колесах, передается на главный компьютер. Если антипробуксовочная система обнаруживает пробуксовку одного из них, она немедленно уменьшает обороты мотора или притормаживает это колесо с помощью электромагнитных клапанов в тормозной системе.

Выбор варианта зависит от скорости автомобиля. Если она меньше 80 км/ч, АПС использует торможение ведущих колес. Если же машина движется на большей скорости, антипробуксовочная система подает сигнал на центральный компьютер, который моментально снижает обороты двигателя.

Из чего состоит АБС и каков принцип ее работы?

Конструкция системы подразумевает наличие БУ, датчиков контроля скорости и гидравлического модулятора.

  • При торможении датчики скорости передают данные БУ.
  • БУ плавно уменьшает скорость авто.

Если одно из колес стало скользить или полностью остановилось, датчик информирует об этом БУ, который задействует выпускной клапан. Он закрывает жидкости доступ в тормозной цилиндр колеса – насос сразу же начинает ее возвращение в гидроаккумулятор. Результат – блокировка снимается. Когда частота вращения колеса нормализовалось, БУ закрывает выпускной клапан и открывает клапан впускной. В результате снова начинает работать насос, но теперь он выполняет действия «в обратном порядке»: нагнетает давление в тормозной цилиндр, что позволяет притормаживать колесо. Все эти операции осуществляются очень быстро. Они повторяются до полной остановки транспортного средства.

Что такое система ESP?

Параллельно с АПС развивались и другие системы безопасности автомобилей. К примеру, антипробуксовочная система ESP была анонсирована еще в далеком 1959 году, но лишь в 1995 впервые испытана и установлена на автомобилях «Мерседес-Бенц». Аббревиатура расшифровывается как электронная система курсовой стабилизации (устойчивости). Ее основной функцией является контроль поперечной динамики шасси во время заноса и бокового скольжения при входе в поворот.

ESP также управляется главным компьютером и включается сразу же при включении зажигания. Она постоянно сотрудничает с другими системами безопасности, как, например, ABS и ASR, и получает информацию с их датчиков. Кроме того, система курсовой устойчивости считывает информацию с контроллеров, расположенных на рулевом колесе. Иными словами, она всегда знает, с какой скоростью движется автомобиль, на каких оборотах работает двигатель и на сколько градусов повернут руль.

Назначение

Система ASR, или TCS, начала применяться достаточно недавно. До нее основные функции по обеспечению активной безопасности на себя брала АБС, которая вот уже несколько десятков лет является обязательным элементом начинки любого зарубежного авто, вне зависимости от его класса и ценовой категории.

Недостаток АБС заключается в ограниченности ее функций и наличия большого количества механических составляющих. Таким образом, принцип работы настолько банален, что она не чувствует разницы между льдом и песчаным покрытием, не управляет тормозящими осями по отдельности, а работает с ними синхронно.

Вскоре после внедрения АБС в большую промышленность, стало понятно, что ее функционирования в одиночку невозможно.

Так в чем же принцип работы, которым обладает современная противобуксовочная система автомобиля? Что берет в свою основу TCS и почему вообще она может быть полезна водителю?

Опытные автомобилисты прекрасно знают, для чего необходима антипробуксовочная система. Тем не менее, большинство новичков, которые только начинают свою водительскую карьеру, слабо представляют назначение столь сложной и дорогостоящей электроники.

Для того, чтобы наглядно себе представить, зачем и для чего применяется антипробуксовочная система, необходимо представить, как автомобиль уходит в занос на очередном крутом повороте. Если не рассчитать скорость и совершить маневр слишком стремительно, то занос окажется вполне вероятным и не заставит себя долго ждать.

Кроме того, у переднеприводных машин выход из заноса достаточно сильно затруднен, что без установки TCS сделает его практически неуправляемым, за исключением случая, когда за рулем находится профессиональный гонщик.

TCS создана так, чтобы контролировать крутящий момент, подаваемый на каждое колесо в отдельности, и контролировать крутящий момент, который передает ведущей оси двигатель. В этой связи, электроника, которой оборудована антипробуксовочная система, способна корректировать курс машины, которая уже вошла в занос, и практически моментально его прекращает без вмешательства водителя.

Частые причины неисправности

Работоспособность противобуксовочной системы TCS напрямую зависит от исправности ABS.

Наиболее частые причины выхода из строя:

  • неисправность одного из датчиков вращения колес;
  • засорения зоны слежения за скоростью вращения колеса (гребенки);
  • нарушение целостности кабелей соединения датчиков с блоком управления;
  • отказ электроклапанов блока ABS;
  • неисправность насоса блока ABS;
  • перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления;
  • проблемы CAN-шины.

Устранение неисправностей TCS начинают с компьютерной диагностики. После определения неисправного датчика, узла или компонента приступают к устранению конкретной неисправности.

После устранения неисправности на многих автомобилях ошибка продолжает быть активной. Для того чтобы удалить ошибку, требуется выполнить определенную последовательность действий в динамическом режиме (ходовые испытания). Это может быть движение автомобиля с последовательными поворотами и торможениями. Например, на автомобиле Mercedes Sprinter – это четыре последовательных левых поворота с торможениями.

Антипробуксовочная система — советы опытных автовладельцев

На неровной поверхности тормозной путь существенно удлиняется из-за “подпрыгивающих” колес. Последние теряют контакт с дорожным покрытием и перестают вращаться. АПС считывает ситуацию как блокировку и прекращает торможение. Когда колеса “находят” дорогу, система какое-то время перестраивается. Опытные водители рекомендуют для оптимизации ABS снизить скорость движения машины

Важно понимать, что за управление автомобилем отвечает именно человек, поэтому важно не терять бдительности на протяжении всей эксплуатации транспортного средства. Например, для усиления эффективности АБС есть смысл сделать серию нажатий педали тормоза. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector