Виды болтов, их классификация и обозначение

Как выглядят специальные болты

Особый крепёж на рулевой колонке ставят уже довольно давно. Его можно встретить как на отечественных, так и на зарубежных автомобилях. Различают три типа срывных болтов:

  1. С классической шляпкой и дополнительной «юбкой» в нижней части. Такие конструкции работают на излом. То есть, их затягивают с определённым усилием на заводе изготовителе. После того, как крепёж занимает своё место, его уже не получится снять при помощи обычного гаечного ключа. Верхняя шляпка под нагрузкой просто отколется, оставляя на месте установки «юбку» в виде конусообразного выступа. Его не получится подцепить или открутить.
  2. С круглой шляпкой без шлицов по типу храповика. Такой болт можно только затянуть, используя специальный ключ. Обратно он не выкрутится из-за угловых подъёмов, которые будут срывать любой ключ с головки.
  3. С обычной шляпкой в виде шестигранника. До момента вкручивания, эти болты похожи на обычный крепёж, но после затягивания они приобретают новый вид.

Именно с конструкцией и принципом работы последнего изделия мы познакомимся поближе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Масса стальных болтов (исполнение 1) с крупным шагом резьбы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное

Длина болта , мм

Теоретическая масса 1000 шт. болтов, кг , при номинальном диаметре резьбы , мм

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

27

30

36

42

48

8

4,306

8,668

10

4,712

9,394

16,68

12

5,118

10,120

17,82

14

5,524

10,850

18,96

27,89

16

5,930

11,570

20,10

29,48

43,98

18

6,336

12,300

21,23

31,12

46,21

65,54

20

6,742

13,020

22,37

32,76

48,45

68,49

95,81

22

7,204

13,520

23,51

34,40

50,69

71,44

99,52

25

7,871

14,840

25,22

36,86

54,05

75,87

105,10

133,3

28

8,537

16,330

26,92

39,32

57,40

80,29

110,60

140,2

30

8,981

17,120

28,52

40,96

59,64

83,24

114,30

144,8

193,0

32

9,426

17,910

29,43

42,59

61,87

86,19

118,00

149,4

198,6

237,0

35

10,090

19,090

31,28

45,34

65,24

90,62

123,60

156,3

207,0

246,9

340,6

38

10,760

20,280

33,18

48,00

68,59

95,04

129,20

163,2

215,4

256,9

353,3

40

11,200

21,070

34,36

49,78

71,25

97,99

132,90

167,8

221,0

263,5

361,8

474,8

45

12,310

23,040

37,45

54,22

77,30

105,70

142,10

179,4

235,0

280,1

373,0

500,9

50

13,420

25,020

40,53

58,67

83,35

113,60

152,40

190,9

249,0

296,7

404,1

526,9

834,5

55

14,530

26,990

43,62

63,11

89,39

121,50

162,40

203,7

263,1

313,3

425,3

553,0

872,1

1304

60

15,640

28,970

46,70

67,55

95,44

129,40

172,40

216,0

278,9

329,9

446,5

579,0

909,8

1356

65

16,760

30,940

49,79

71,99

101,50

137,30

182,40

228,4

293,8

348,8

467,7

605,1

947,4

1407

2009

70

17,870

32,910

52,87

76,44

107,50

145,20

192,40

240,7

308,8

366,5

491,1

631,1

985,0

1458

2076

75

18,980

34,890

55,96

80,88

113,60

153,10

202,40

253,0

323,7

384,3

513,6

659,7

1023,0

1509

2143

80

20,090

36,860

59,04

85,33

119,60

161,00

212,40

265,0

338,6

402,1

536,1

687,5

1061,0

1561

2211

85

21,200

38,840

62,13

89,77

125,70

168,90

222,40

277,7

353,6

419,8

558,6

715,2

1098,0

1612

2278

90

22,310

40,810

65,21

94,20

131,70

176,80

232,40

290,1

368,5

437,6

581,0

743,0

1141,0

1663

2345

95

42,790

68,30

98,64

137,80

184,70

242,40

302,4

383,4

455,4

603,5

770,8

1181,0

1715

2412

100

44,760

71,38

103,10

143,80

192,60

252,40

314,7

398,3

473,2

626,0

798,5

1221,0

1766

2479

105

74,47

107,50

149,90

200,50

262,40

327,1

413,3

490,9

648,5

826,3

1261,0

1826

2546

110

77,55

112,00

155,90

208,40

272,30

339,4

428,2

508,7

671,0

854,1

1301,0

1880

2614

115

80,63

116,40

162,00

216,30

282,30

351,8

443,1

526,5

693,5

881,8

1341,0

1934

2690

120

83,72

120,90

168,00

224,20

292,30

364,1

458,1

544,2

716,0

909,6

1381,0

1989

2760

125

86,80

125,30

174,00

232,10

302,30

376,4

473,0

562,0

738,5

937,4

1421,0

2043

2831

130

89,89

129,70

180,10

240,00

312,30

388,8

487,9

579,8

761,0

965,2

1461,0

2098

2903

140

96,06

138,60

192,20

255,80

332,30

413,5

517,8

615,3

806,0

1021,0

1541,0

2207

3045

150

102,18

147,50

204,30

271,60

352,30

438,1

547,6

650,8

850,1

1076,0

1621,0

2315

3187

160

108,38

156,40

216,40

287,40

372,30

462,8

577,5

686,4

895,9

1132,0

1701,0

2424

3329

170

114,58

165,30

228,50

303,20

392,30

487,5

607,4

721,9

940,9

1188,0

1780,0

2533

3471

180

120,68

174,20

240,60

319,00

412,30

512,2

637,2

757,5

985,9

1243,0

1860,0

2642

3614

190

126,88

183,10

252,70

333,80

432,30

536,9

667,1

793,0

1031,0

1299,0

1940,0

2751

3756

200

133,08

191,90

264,70

350,60

452,20

561,5

697,0

828,6

1076,0

1354,0

2020,0

2860

3898

220

209,70

228,90

382,20

492,20

610,9

756,7

899,6

1166,0

1465,0

2180,0

3077

4182

240

227,50

313,10

413,80

532,20

660,3

816,4

970,8

1256,0

1576,0

2340,0

3295

4466

260

245,20

337,60

445,40

572,20

709,6

876,1

1042,0

1346,0

1687,0

2500,0

3513

4751

280

361,50

476,90

612,20

759,0

935,9

1113,0

1436,0

1798,0

2660,0

3730

5035

300

385,70

508,50

652,20

808,3

995,6

1184,0

1526,0

1910,0

2820,0

3948

5319

(Измененная редакция, Изм. N 5).

Полное условное обозначение

Полное обозначение болтов, винтов, шпилек и гаек нормируется стандартом ГОСТ 1759.0-87 «Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия»

На постсоветском пространстве согласно ГОСТ 1759.0-87 и ГОСТ 18126-94 принята следующая схема условного обозначения для болтов, винтов и шпилек и гаек из углеродистых сталей и цветных сплавов:

Для шайб используется немного другая схема условного обозначения согласно ГОСТ 18123-82 «Шайбы. Общие технические условия»:

Приведенные схемы имеют общий вид, со всеми возможными элементами. В зависимости от вида крепежа обозначение может содержать большее или меньшее количество элементов. Также необходимо отметить, что некоторые виды болтов, шпилек, гаек и шайб имеют свои специфические условные обозначения, нормируемые конкретным стандартом (например: болты фундаментные ГОСТ 24379.1-80, шпильки для фланцевых соединений ГОСТ 9066-75 и др.)

Это интересно: Стопорное кольцо — виды, ГОСТ, устройство, инструмент для монтажа

Как открутить прикипевший болт

Ремонт различных элементов кузова и основных узлов авто не обходится без решения проблемы коррозии, окисления болтов. Как правило, на заводах мастера тщательно обрабатывают все крепежные элементы. Качественная смазка присутствует на резьбе всех посадочных мест. При дальнейшем ремонте такие составы не наносятся. После попадания воды на поверхность резьбы соединения прикипают, и закисшие болты становится слишком сложно демонтировать.

Мастера используют три эффективных метода решения данной проблемы. Выбирать подходящий вариант следует исходя из возможностей владельца авто.

Открутить заржавевший болт или гайку постукиванием

Постукивание способствует постепенному разрушению накипи и ржавчины. Чтобы правильно демонтировать крепежные материалы, нужно взять небольшой молоток и наносить удары, стараясь провернуть метиз. Такой способ помогает быстро открутить соединение.

Усилие для выкручивания должно быть умеренным, чтобы не пришлось высверливать дополнительные отверстия. Если процесс выполнен правильно, необходимо тщательно зачистить болты от ржавчины и обработать графитной смазкой.

С помощью растворителей

Высококачественные составы против ржавчины и накипи стоят дорого и являются наиболее эффективными средствами. Однако на рынке можно найти немало бюджетных вариантов отечественного производства.

Самым популярным считается аэрозольный состав WD 40. Вещество быстро проникает в микрозазоры и постепенно растворяет коррозию. Помимо этого, каленые болты откручивают при помощи тормозной жидкости, керосина и уайт-спирита. Чтобы добиться максимального эффекта, следует намочить любую ткань веществом и обернуть ей метиз на некоторое время.

Термический способ

Если вышеперечисленные способы не дают нужного результата, остается один выход – огонь. Нагревание элементов и моментальное охлаждение позволяет быстро освободить резьбовое соединение от накипи. После нагрева газовой горелкой или другим приспособлением, метиз нужно остудить машинным маслом.

Практически в любой ситуации болты можно откручивать подручными средствами. Все, что понадобится – это плоская или крестовая отвертка, рожковые ключи, головки, смазывающий состав и немного усилий.

Предыдущая запись Как разобрать мышку без болтов
Следующая запись Высокопрочные болты

Отличия от других крепежных изделий

Чтобы более полно раскрыть исходное понятие, нужно определить, чем оно точно не является. Многие люди путают данное изделие с винтами, шурупами и шпильками.

От винта

Разница между болтом и винтом в том, что первый полностью проходит через материал конструкции, выходит с обратной ее стороны и закрепляется гайкой. Головка остается снаружи. Обычно она шестигранная и без углублений, хотя есть и исключения. Закручивание осуществляется гаечным ключом. На винтах есть шпицы, поэтому они устанавливаются отверткой. После ввинчивания шляпка уходит вглубь материала, а не остается на поверхности.

От шурупа

Болт отличается от шурупа наконечником. У первого он тупой, у второго — острый. Заостренный кончик предназначен для вкручивания в безрезьбовое отверстие, сделанное сверлом. Резьба у шурупа редкая, но самонарезающая. На стержень не накручивается гайка. Он не выходит из детали, а полностью остается внутри материала. У болтов резьба метрическая и подходит она для накручивания, а не сверления.

Зачем нужны специальные болты

Такие болты ставят из-за соображений безопасности. Они позволяют:

  1. Повысить пассивную безопасность. В момент удара они надламываются, и рулевая колонка становится подвижной. Водитель не получает сильных травм груди и головы.
  2. Защитить автомобиль от угона. Болты без шлицов довольно проблематично сорвать при помощи подручных инструментов. Также их расположение способствует усложнению задачи для автомобильного угонщика.
  3. Такие болты не позволяют затянуть их до упора. Это снимает излишнюю нагрузку на рулевую колонку.

Но что делать, если вы собираетесь починить данный узел самостоятельно? Как срывать болты без граней?

Плюсы и минусы

Болтовое соединение имеет достоинства и недостатки, которые стоит учитывать при покупке изделий.

Преимущества

  • Можно открутить, заменить, переделать.
  • Высокие показатели прочности.
  • Финансовая доступность.
  • Большое разнообразие видов.

Недостатки

  • Необходимость корректного подбора. Для определенных видов работ требуются изделия с соответствующими параметрами. При этом их разновидностей настолько много, что разобраться в них может не каждый.
  • Склонность к отвинчиванию из-за неправильного монтажа, неверно рассчитанной нагрузки и пр.
  • Необходимость применения нескольких метизов. Из-за этого конструкция может быть громоздкой и тяжелой.

Что означают цифры на болтах

Маркировка обычно находится на шляпке. Латинские буквы обозначают конкретного производителя, а не технические свойства

Сведения о характеристиках можно получить, обратив внимание на числовые маркеры. По ним можно узнать класс прочности

Всего их 11 и они одинаковые для большинства метизов: гаек, винтов, шпилек и пр. Число на головке состоит из двух цифр.

Расшифровка маркировки

  • Первая цифра обозначает прочность на разрыв (сопротивление) и растяжение (удлинение). Ее нужно умножить на 100. Например, крепежный элемент с маркировкой 5,8 имеет показатель прочности 500 Н/мм2 (ньютон на квадратный миллиметр).
  • Вторая означает предел текучести, то есть максимальная нагрузка, которую выдерживает стержень. Если ее превысить, он начинает деформироваться. Чтобы рассчитать это значение, нужно 500 умножить на 0,8. Получается, что текучесть изделия с маркировкой 5,8 равна 80% или 400 Н/мм2.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector