Цетановое число

Содержание:

Низкое цетановое число

Бензиновые фракции также имеют низкие цетановые числа, и добавление их в дизельное топливо всегда заметно снижает цетано-вое число последнего.

Нафтеновые углеводороды имеют значительно более низкие цетановые числа, чем нормальные алканы.

Эти показатели ухудшаются при низких цетановых числах.

Цетановое число ( ЦЧ различных групп углеводородов.| Зависимость задержки воспламенения т от цетанового числа топлива. / — ДВС при степени сжатия с 16, частотой вращения вала 900 мин — и температуре. 0 85 С. 2 — то же при Г0 100 С.

Таким образом, при низком цетановом числе топлива возникает большая задержка воспламенения, к моменту воспламенения в цилиндр поступает почти вся доза топлива и ТВС образуется почти по всему объему сжатого воздуха. Отчасти по этой причине при низком ЦЧ ухудшается запуск двигателя.

Поэтому зимнее дизельное топливо имеет более низкие цетановые числа, чем летнее дизельное топливо, хотя по условиям работы ( для облегчения запуска) должно бы быть наоборот.

Состав отработавших газов в дизельных и карбюраторных двигателях.

Так, дизельные топлива с низким цетановым числом, чрезмерной вязкостью, высоким содержанием серы и тяжелых фракций вызывают усиленное пригорание колец и образование нагара вследствие плохой воспламеняемости и неполного сгорания. Масло при этом также интенсивнее загрязняется сажей и смолами, что в большинстве случаев ведет к накоплению отложений На фильтрах и внутренних поверхностях двигателя. Поэтому более высокие требования к дизельному маслу обусловлены в первую очередь большой склонностью дизельных топлив к образованию сажи и смол.

Использование спиртов в дизелях затрудняется из-за низких цетановых чисел, высокой температуры самовоспламенения и плохих смазывающих свойств, ведущих к повышенному износу топливной аппаратуры. Работа дизелей на спиртовых топливах возможна при использовании смеси спиртов и дизельного топлива с повышенным цетановым числом, введении в топливо активирующих присадок, подаче спиртов в испаренном виде, впрыске запального дизельного топлива, переоборудовании дизеля в двигатель с искровым воспламенением. Из перечисленных вариантов наиболее приемлемой для эксплуатации является добавка к спиртам различных присадок.

Влияние задержки воспламенения на скорость сгорания дизельного топлива.

Жесткая работа дизеля, обусловленная запаздыванием воспламенения ( низким цетановым числом) топлива, вызывает бы стрый износ, а иногда и разрушение подшипников. Влияние цета-нового числа топлива на нагрузку подшипника видно из следующих данных.

С) по сравнению с товарными дизельными фракциями имеет более низкое цетановое число и повышенное содержание серы. При крекинге более тяжелого сырья цетановое число легкого газойля несколько выше, что объясняется меньшей глубиной превращения. Цетановые числа с повышением температуры крекинга снижаются.

Производство дизельных топлив из рисайкла встречает трудности, связанные с низким цетановым числом или дизельным индексом. Цетановое число обозначает процентное содержание цетана в эталонном топливе, состоящем из этого углеводорода и а-метилнафталина и имеющем ту же воспламеняемость, что и испытываемое топливо.

Влияние цетанового числа топлива на продолжительность пуска двигателя при разных температурах.

Но зимние сорта топлив, имеющие легкий фракционный состав, имеют сравнительно низкие цетановые числа. Поэтому в последнее время для облегчения запуска двигателей на холоду к топливам добавляют этиловый эфир. Этиловый эфир, обладая высокой упругостью паров температура кипения 36) и низкой температурой замерзания ( — 117), обеспечивает понижение температуры застывания топлива, способствует быстрому образованию рабочей смеси и ее воспламенению в двигателе.

Экологические требования к дизельному топливу

В последнее десятилетие 20 в. наметилась тенденция ужесточения экологических требований.
Отечественные нормы содержания серы, цетанового числа и фракционного состава ниже
европейских.

Вязкость топлива за рубежом рассчитывается, принимая в расчет температуру +40°С, и
составляет 2,0-4,5 мм2/с. Содержание сернистых соединений постепенно снижено до 0,001%. В
РФ действует прежняя норма 0,2%.

Массовая доля ароматических углеводородов не должна превышать 10% для соответствия
требованиям экологической безопасности. Однако способы перегонки нефти, применяемые на
территории России, позволяют не выходить за пределы 23-28%.

Норма цетанового числа в Европе — 51, РФ — 45, а для СТБ 1658-2006 — 49. Ассоциация
европейских автомобильных компаний внесла предложение утвердить показатель 58.

Фракционный состав для большинства видов достигает +360°С и совпадает с европейской
нормой.

Как работает мочевина в двигателе

Для того чтобы снизить вред, который наносят окружающей среде выхлопы дизтоплива, была
разработана система очистки. Одним из компонентов, благотворно влияющим на состав
дизеля, является мочевина. Благодаря ей удается удерживать уровень токсичности
отработанных веществ в соответствии с нормами Евро-4, Евро-5 и Евро-6.

Объяснить принцип работы можно на примере технологии Bluetec. Раствор AdBlue заливается
в отдельный бак. Система впрыска обеспечивает подачу в выпускную трубу. В качестве
мочевины для обработки состава дизеля использован карбамид.

Смесь выхлопных газов и аммиака попадает в нейтрализатор и подвергается воздействию
температуры +300°С и нейтрализующего слоя. При данных условиях возникает химическая
реакция, которая приводит к разложению азотистых соединений на азот и воду. Прочие
токсичные элементы также сгорают.

Данная система очистки имеет ряд преимуществ:

1. Безвредность. Это избавляет от необходимости уменьшать мощность двигателя, т.к. все
выхлопы разлагаются на органические вещества.
2. Соответствие европейским стандартам, что позволяет избегать расходов, связанных с
повышенным налогообложением и штрафами на территории вне РФ.
3. Экономное расходование. Средний показатель — 1л/1000 км. Если объем двигателя
большой, то на 1000 км понадобится 20 л нейтрализатора.
4. Доступность реагента. В продаже мочевина имеется в готовом виде. Можно приобрести и
органический, и искусственный раствор, расфасованный по 20 л. Стоимость 1 канистры —
7-10 евро.

Однако нужно учесть, что топливо, подходящее для реакции с мочевиной, должно быть
низкосернистым. Для использования нейтрализатора нужно специальное оборудование, что
приводит к дополнительным расходам на его внедрение и обслуживание. Раствор начинает
замерзать при -12°С, что делает невозможным его применение в условиях суровых российских
зим.

Чек-лист образцового топлива

Опытному водителю хорошо известно, что правильный выбор топлива поможет предотвратить неисправности и сэкономить немало средств за время эксплуатации машины. Перечислим наиболее важные показатели, которые в совокупности определяют эффективность и безопасность работы двигателя.

Технология производства дизельного топлива. Гидрокрекинг является одним из самых современных процессов нефтепереработки и зарекомендовала себя как наилучший путь к достижению стандарта «Евро — 5». Эта технология дает дизтопливу «ТАНЕКО» неоспоримые преимущества по сравнению с топливом, полученным по «классической» технологии из прямогонной дизельной фракции.

Цетановое число. Оно характеризирует способность дизельного топлива к самовоспламенению, стабильному горению и зависит от углеводородного состава топлива. На сегодняшний день по цетановому числу, равному 61 единице (примечание — для летнего вида), дизельное топливо, выпускаемое на «ТАНЕКО», лучшее в России. Отсюда вытекает экономичность в работе двигателя. Такое качество достигается опять-таки благодаря современной технологии производства.

Содержание серы. В разных странах имеются расхождения по этому показателю, но совершенно точно можно сказать, требования по всему миру становятся все более строгими. Очистка топлива от серы входит в число лучших способов решения проблемы кислотных дождей, причиняющих ущерб растениям и негативно сказывающихся на здоровье человека. В дизтопливе «ТАНЕКО» главный экологический показатель составляет менее 3 ppm, по нормативу допускается содержание серы не более 10 ppm. Это приводит к снижению коррозии и износа двигателя, а также уменьшает содержание окислов серы в отработанных газах.

Содержание полициклических ароматических углеводородов. Танековское дизтопливо отличает низкое содержание полициклических ароматических углеводородов. При норме не более 8,0% масс. Их содержание в дизтопливе «ТАНЕКО» составляет 0,1-0,2% масс. Этот показатель позволяет увеличивать ресурс работы двигателя и обеспечивает его высокие мощностные характеристики. В противном случае «ароматика» приводит при неполном сгорании к образованию смолистых отложений и нагара на стенках камеры сгорания, поршнях, форсунках двигателя.

Ультранизкое содержание серы и полициклических ароматических соединений увеличивает ресурс работы двигателя, а также значительно снижает дымность выхлопов. Одним словом, приятно осознавать, что заправляясь качественным дизтопливом «ТАНЕКО», вы обеспечиваете не только надежную и долговременную работу техники, но и заботитесь об экологии.

Что делать с соляркой

Готовя этот материал, пришлось перерыть большое количество литературы и обойти еще большее количество сайтов вездесущего интернета, но четкого ответа на вопрос откуда в русском языке взялось слово «солярка», найти удалось. Но это так, к вопросу о превратностях официального и народного языков… Вывод же, который я для себя сделал исходя из этого факта подтвержден практикой. Поясняю свою мысль: если термин имеет неизвестное происхождение, то и сам продукт по идее может оказаться сомнительным.

Теперь перейдем к практике. Для начала попробуем разобраться какие виды дизельною топлива (ДТ) вообще существуют и для чего они предназначены.

Итак, сегодня в России действует ГОСТ 305-82, т. е. от 1982 г. Дизельные топлива выпускаются в соответствии с ним и различными ТУ, которых немного и которые разработаны, судя по их некоторым параметрам, для упрощения производства, в результате чего в торговле оказывается довольно некачественная солярка, не отвечающая многим требованиям. Разумеется, не все ТУ позволяют вольно обращаться с ДТ, есть и такие, которые практически соответствуют последним экологическим нормам, примятым за рубежом. Но их выпускается крайне мало.

По ГОСТу от 1982 г. существуют три разновидности дизельного топлива: летнее (Л), зимнее (3) и арктическое (А). По некоторый данным, в России выпускается примерно 89% летнего ДТ, около 10% зимнею и примерно около 1% арктическою, что странно, ведь большая часть нашей страны зимой покрыта снегом, а морозы опускаются значительно ниже -15° С. Да и зима у нас — понятие расплывчатое, в некоторых местах она начинается в октябре, а заканчивается в мае. Ну да ладно, зимние проблемы дизельного топлива в данном случае нас не интересуют. Сузим проблему и в дальнейшем, говоря о ДТ, будем подразумевать летнее.

Чем характеризуется дизельное топливо и каким параметрам оно должно отвечать? В отличие от бензинов, у которых одна из основных товарных характеристик — октановое число, определяющее детонационную стойкость, у дизельного топлива такой характеристикой является цетановое число (цетановое число — это объемное процентное содержание цетана в смеси с а-метилнафталином, характеризует способность топлива к самовоспламенению) в соответствии с ГОСТом или дизельный индекс в соответствии с ТУ.

Присадки для повышения цетанового числа дизельного топлива

Для повышения цетанового числа дизельного топлива к нему добавляют специальные высокоцетановые присадки: синтин (продукт синтеза окиси углерода и водорода), перекис углеводородов, нитросоединения. Однако они широкого распространения не получили из-за невысокой стабильности при хранении, и большой взрывоопастности.

На сгорание дизельного топлива значительное влияние оказывают конструктивные и эксплутационные факторы. Положительно влияет повышение степени сжатия ? , а следовательно, температуры и давления воздуха, при этом улучшается процесс сгорания, двигатель работает более мягко.
Увеличение угла опережения впрыска топлива отрицательно сказывается на самовоспламенении, ибо топливо впрыскивается в менее сжатую и нагретую среду и работа двигателя становится более жесткой, а также из-за преждевременного сгорания большей части топлива значительное давление развивается до прихода поршня в ВМТ, что вызывает потерю мощности.

Конструкция камеры сгорания должна обеспечивать интенсивное вихреобразование при сжатии воздуха, что уменьшает время нагрева топлива. В качестве материала для поршней лучше использовать не алюминий, а чугун, так как он обладает меньшей теплопроводностью, следовательно, при поршнях из чугуна более интенсивно будут нагреваться воздух и топливо, что способствует уменьшению времени сгорания топлива.

Оценивают качество дизельного топлива по фракционному составу, который определяют так же как и бензина, и еще по температуре вспышки.

Лучше дизеля может быть только дизель

Спор любителей дизельных и бензиновых автомобилей относится к разряду вечных. Какой двигатель лучше? Сторонников у обеих точек зрения много, хотя убежденные «дизелисты», которые могут переиначить слова известного барда и сказать: «Лучше дизеля может быть только дизель». Статистика на их стороне: тенденция к увеличению дизельного автопарка наблюдается по всему миру, и Россия в этом плане не является исключением.

Это могло бы сильно порадовать немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля, чья фамилия стала нарицательной, когда в 1893 году он подал патент на поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения сжатой топливной смеси.

История дизельных двигателей и топлива уже перешагнула столетний рубеж. Все это время технология производства дизеля продолжала совершенствоваться. С 2014 года нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО» начал выпуск дизтоплива, удовлетворяющего запросы водителей современных легковых и грузовых автомобилей, а также соответствующее экологическим стандартам.

Какими способами можно произвести анализ качества ДТ

Самым точным методом определения качества солярки является профессиональная экспертиза. Но данный способ не доступен в условиях АЗС. Можно использовать портативную лабораторию для проведения экспресс-анализа, но такое оборудование является дорогостоящим. Другой вариант — попытаться определить качество ДТ самостоятельно.

Для этого существует несколько проверенных методов, которые не позволяют сделать точное заключение, но дают возможность отличить хорошую солярку от подделки. Такие определяющие показатели как цетановое число и уровень вспышки оценить не удастся. Тем не менее, установить некоторые очевидные нарушения можно.

Визуальный метод

Мошенники часто прибегают к следующим действиям:

  • добавляют в летнее ДТ керосин с целью выдать его за зимний состав;
  • подменяют качественное топливо другим продуктом.

Чтобы провести визуальный анализ дизельного топлива, нужно взять для образца солярку проверенного производителя, качество которой не вызывает сомнений. Затем следует купить немного топлива на АЗС и сравнить составы.

Необходимо обратить внимание на цвет продукта. Он должен быть светло-желтым и прозрачным

Наличие примесей или осадка, а также постороннего запаха недопустимо.

Проверка на бумажном фильтре

Небольшое количество ДТ нужно налить на бумажный фильтр и проследить за изменением его окраски. Небольшое пятно светлого цвета подтвердит качество продукта. О подделке свидетельствует темная окраска с осадком.

Проверка марганцовкой

С помощью марганцовки можно определить наличие примеси воды в ДТ. Кристаллы данного вещества в солярке не растворяются. Появление шлейфа розового цвета на поверхности состава свидетельствует о наличии в нем воды.

Проверка плотности

Для определения плотности вещества используется аэрометр. Необходимо поместить немного ДТ в специальную емкость и создать среду с температурой 200º. Затем следует измерить показатель. Согласно ГОСТу, солярка должна иметь плотность 840 м³ зимой и 860 м³ летом.

Измерение цетанового числа

Цетановое число, определённое на опытном двигателе типа Waukesha (ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165), ранее было единственным надёжным методом определения цетанового числа. В России разрешалось также использовать ГОСТ 3122, в котором добавлялась отечественная установка ИДТ-90, не прошедшая международных испытаний на воспроизводимость результатов.

Несмотря на то, что метод с использованием стандартного двигателя до сих пор считается арбитражным, у него есть ряд серьёзных недостатков:

  • громоздкое, дорогостоящее и шумное оборудование, требующее специально оборудованного машзала;
  • большой объём пробы, уходящей на один анализ (до 1 л);
  • большая длительность анализа (иногда — до нескольких часов);
  • низкие показатели прецизионности.

В связи с этим в отрасли постоянно ведутся исследования, направленные на поиск альтернатив моторным методам определения цетанового и октанового числа.

Прямые методы определения цетанового числа (по задержке воспламенения)

Имеется ряд немоторных методов прямого определения задержки воспламенения. В этом случае применяется не одноцилиндровый двигатель с переменной степенью сжатия, а камера постоянного объёма. С 2009 года в EN590 и соответствующий российский ГОСТ Р 52368-2005 введён метод задержки воспламенения EN 15195 (ГОСТ Р ЕН 15195-2011), который показывает хорошую сходимость с моторным методом при улучшении точности, воспроизводимости и сокращении теста до 20 мин.

Основной проблемой измерения цетанового числа немоторными методами является сильное влияние состава дизельного топлива. Приборы по методу ГОСТ Р ЕН 15195-2011 (и аналогичные ASTM D7170 и ASTM D6890) не всегда правильно определяют цетановое число для топлив сложного состава — например, для биодизеля. Это связано с тем, что разные компоненты топлива воспламеняются с разной скоростью,— то есть, возникает необходимость измерять условия в камере сгорания не в одной временной точке, а в нескольких.

В марте 2014 года вышел новый стандарт ASTM D7668, описывающий более эффективный метод определения получаемого цетанового числа с измерением задержки воспламенения в нескольких точках. В 2015 году этот метод принят под обозначением EN 16715, в октябре 2017 г. он включён в ТУ на дизельное топливо «евро» EN 590.

Непрямые методы определения цетанового числа

Непрямые методы определения цетанового числа в основном опираются на анализ компонентного состава. В основном это различного рода инфракрасные спектрометры, однако есть примеры и успешного использования для этой цели хроматографии и масс-спектрометрии. Инфракрасные экспресс-анализаторы необходимо перекалибровывать при любом изменении состава дизельного топлива — например, при его смешении с биодизелем. Кроме того, они неспособны работать с топливом, в которое добавлены улучшители цетанового числа.

Характеристики дизельного топлива

Существует множество различных параметров и характеристик дизельного топлива: фракционный состав, кинематическая вязкость, температура перегонки, цетановое число, густота при 20°С, йодистое число, коэффициент фильтрации, содержание воды, массовая часть серы и серных соединений, концентрация смол, содержание механических примесей, предельная температура фильтрации, температура замерзания, химическая стабильность, кислотность, температура вспышки, коксуемость, зольность и другие. Рассмотрим более подробно самые основные характеристики дизельного топлива.

  • Цетановое число (детонационная стойкость) характеризует работу двигателя с точки зрения воспламенения дизельного топлива и его сгорания. От цетанового числа, в свою очередь, зависит мощность, дымность и шумность двигателя. Эталоном определения детонационной стойкости или цетанового числа является цетан или н-гексадекан. Значение цетанового числа для цетана при этом устанавливается на уровне 100, а аналогичный показатель альфаметилнафталина – на уровне 0. Для солярки обычный диапазон значений цетанового числа колеблется от 40 до 50. Фактически, эта цифра означает срок задержки возгорания (отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения). Более высокое цетановое число означает меньший период воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива. Более высокое цетановое число повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то не происходит прирост мощности двигателя. В свою очередь, солярку с низким цетановым числом производить проще, поэтому на практике изготавливают дизельное топливо с цетановым числом не менее 40-45. Оно определяется аналогично октановому числу бензина, то есть, используя моторный или же исследовательский метод. Корректировать цетановое число можно с помощью специальных технологий.
  • Плотность и вязкость дизельного топлива определяют процесс испарения и образования смесей в двигателе.
  • Низкотемпературные характеристики дизельного топлива (предельная температура фильтрации, температура застывания, температура помутнения) также являются важными параметрами. Что касается температуры застывания, то она составляет порядка -10 °С для летних марок и не выше -35 °С для зимних марок, в соответствии с ГОСТом. Температура помутнения составляет обычно около -5 °С.
  • Химическая стабильность дизельного топлива – это его способность к сопротивлению окислению в процессе хранения. Окисление приводит к образованию осадка на дне бака с топливом, во избежание чего добавляются специальные присадки.

Тем не менее, качество топлива определяется не только вышеприведенными показателями. Попадание в топливо, а соответственно, в двигатель, воды, различных механических и прочих примесей приводит к негативному эффекту. Самой простой способ борьбы с этой проблемой – заправляться только на надежных автозаправочных станциях, успевших хорошо себя зарекомендовать. Такие АЗС заинтересованы в приобретении только качественной продукции, чтобы гарантировать неизменно высокое качество конечному потребителю.

Фильтрация

Фильтрация топлива очень важна. Каждый раз, когда происходит заправка топливом, в горловину топливного бака может попасть пыль, которая способна нанести значительный ущерб трущимся поверхностям двигателя и всей системе питания. Пыль через форсунки может проникнуть в цилиндры двигателя, засорять каналы распылителя форсунки. Это может привести к тому, что мощность двигателя упадет из-за нехватки топлива в камере сгорания двигателя. Строение фильтра несложное. Состоит он из корпуса, в котором находиться фильтрующий элемент, обычно это бумага, целлюлоза или волокна синтетические. Назначение и возможности фильтров различные. При выборе фильтра главное выбрать нужный фильтр для фильтрации, в ином случае от фильтра пользы не будет. Более универсальные фильтры способны задерживать не только твердые частицы, но и воду, которая содержится в топливе

При использовании таких фильтров очень важно следить за его состоянием. Наполненный водой, он не будет пропускать топливо

В этом случае неочищенное дизельное топливо пойдет в обход фильтра, что приведет к неправильной работе двигателя и его возможной поломке. Выбор фильтра очень важный и сложный процесс. Самый простой совет: покупать фильтры только известных производителей. Бывает, вам предлагают новый продукт. В этом случае следует попросить справочные документы и внимательно ознакомиться с ними. Встречаются фильтры, характеристики которых просто слишком великолепны. Задумайтесь, а на самом деле это так? К тому же, на рынках достаточно много подделок известных марок. Будьте внимательны при покупке фильтра.

От чего зависит плотность дизельного топлива

Удельный вес нефтепродуктов является значением непостоянным, изменяющимся под воздействием внешних температурных факторов. Параметр обозначает соотношение массы жидкости к объему, при расчетах следует учитывать марку топлива. Введение дополнительных присадок изменяет базовую удельную массу, определенную при 20°С.

Плотность топлива и температура

Определение стандартного параметра производится при нагреве до 20°С. Нормальная плотность дизельного топлива в зависимости от температуры снижается или возрастает. Для корректировки значения принят поправочный коэффициент, равный 0,0007 г/см³ на 1°С.

Нормативы расчета плотности дизтоплива

Поскольку плотность горючего изменяется при отклонении температуры от 20°С, то необходимо учитывать корректировку объема топлива, заправляемого в цистерны или бочки. Согласно стандарту, расчет ведется с учетом поправочного коэффициента и степени нагрева солярки и окружающей среды. Если контролер знает объем топлива и температуру, то человек может определить плотность и сравнить значение с параметром, взятым из таблиц.

Плотность дизтоплива в летнее и зимнее время

Удельная плотность дизельного горючего (замер при 20°С) регламентируется стандартами ГОСТ Р 52368-2005, 32511, Р 55475 и 305-82 в следующих пределах:

  • для зимнего периода — 0,84 т/м³;
  • для летнего интервала времени — 0,86 т/м³;
  • для арктических регионов — 0.83 т/м³.

Примеры плотности дизтоплива при различных температурах

Если необходимо определить плотность топлива при заданной температуре окружающего воздуха, то производятся такие действия:

  1. По таблицам находится значение плотности (рекомендуется использовать единицу измерения г/см³), соответствующее исследуемому нефтепродукту при температуре 20°С.
  2. При помощи ртутного или электронного градусника определяется степень нагрева горючего, залитого в емкость для хранения или перевозки.
  3. Путем арифметических действий определить разницу температур, например, если емкость прогрета до 30°С, то дельта составит 30-20=10°С.
  4. Определить отклонение плотности с учетом коэффициента 0,0007, в нашем случае 0,0007*10 = 0,007 г/см³.
  5. Рассчитать значение плотности с учетом корректировки. Если горючее нагрето выше 20°С, то из паспортного значения вычитается число 0,007 г/см³. Если топливо охлаждено, то к паспортному значению удельной плотности добавляется поправочный коэффициент.

Разница стоимости марок дизтоплива

Арктическое дизтопливо, в сравнении с летним, стоит на 20% больше, и на 30% выше в сравнении с зимним ДТ. Использовать летнее горючее при температуре ниже допустимой нельзя. Состав дизельного топлива моментально парафинизируется и загустевает, топливный насос ДВС просто не будет работать, а иногда и просто может выйти из строя, после чего потребуется недешевый ремонт. Однако ДТЗ, ДТА летом допускается кратковременно использовать, при условии, если на данный момент нет летнего варианта горючего. При плюсовых температурах зимние марки ДТ негативно влияют на мотор: появляется детонация, снижается мощность, увеличивается токсичность выхлопных газов.

Отличия в стоимости различных типов ДТ объясняется также затратами на их выработку, наличием пакетов добавок и моторных присадок, которые необходимы для улучшения характеристик ДТ по сезонам. Каждая определенная присадка может повысить цетановое число, понизить температурный порог застывания, умерить токсичность, увеличить смазывающие свойства и ресурс элементов топливного насоса и ДВС в целом.

Повышение — цетановое число — дизельное топливо

Повышение цетанового числа дизельного топлива может быть достигнуто добавлением к нему, в качестве присадок, нитратов и перекисей. Однако эффективность таких присадок значительно меньше, чем эффективность тетраэтилсвинца, применяемого для повышения октанового числа бензина, кроме того, они мало стабильны. Поэтому такая практика повышения цетанового числа не имеет распространения.

Для повышения цетанового числа дизельных топлив могут использоваться различные присадки, которые ускоряют пред-пламенное окисление и снижают период задержки самовоспламенения.

Для повышения цетанового числа дизельных топлив применяют органические нитраты ( изопропил -, амил -, циклогексил-нитраты), однако в массовом масштабе их не производят.

Для повышения цетанового числа дизельных топлив могут использоваться различные присадки, которые ускоряют предпламенное окисление и снижают период задержки самовоспламенения. В качестве при-салок предложены различные перекиси и нитропроизводные, из числа которых наиболее широко применяются изопропилнитрат и амилнитраг. Введением присадок петановое число повышают на 15 — 20 единиц.

Для повышения цетанового числа дизельных топлив применяют органические нитраты ( изопропил -, амил -, циклогексил-нитраты), однако в массовом масштабе их не производят.

Для повышения цетановых чисел дизельных топлив предложены различные присадки. Если антидетонаторы призваны не допускать бурного развития процесса предпламенного окисления, то присадки к дизельным топливам, наоборот, преследуют обратную цель. Для ускорения предпламенного окисления и снижения периода задержки самовоспламенения топлив предложены различные органические1 перекиси и нитропроизводные углеводородов. Приемистость дизельных топлив, особенно полученных при прямой перегонке нефти, к этим присадкам достаточно велика и достигает 15 — 20 единиц цетанового числа. Среди присадок этого типа промышленное значение в США имеет амилнитрат. Качество отечественных дизельных топлив пока не вызывает необходимости массового применения присадок, улучшающих цетановое число.

Для повышения цетанового числа низкоцетановых дизельных топлив применяют различные присадки. Наиболее эффективными присадками являются нитраты и перекисные соединения. В США в качестве присадки к дизельным топливам применяют амилни-трат, повышающий цетановые числа дизельных топлив.

Зависимость скорости нарастания давления в цилиндре дизельного двигателя от цетанового числа топлива.

С повышением цетанового числа дизельного топлива уменьшается период задержки самовоспламенения и работа двигателя улучшается. Однако при увеличении цетанового чпсла выше 50 период задержки самовоспламенения сокращается незначительно. На рис. G3 показана закономерность изменения скорости нарастания давления в цилиндре двигателя в зависимости от величины цетанового числа применяемого топлива. Эти данные показывают, что увеличение цетанового числа выше 50 не вызывает заметного улучшения работы двигателя.

Необходимо отметить, что повышение цетанового числа дизельного топлива только улучшает характер сгорания и работу двигателя.

В табл. 70 показано повышение цетанового числа дизельных топлив при добавлении к ним 2 % наиболее широко известных и эффективных присадок.

В некоторых случаях для повышения цетанового числа дизельных топлив, имеющих недостаточную воспламеняемость, применяют синтетические дизельные топлива, обладающие чрезвычайно высокими цстановыми числами.

Одним из основных методов повышения цетанового числа дизельных топлив следует признать использование соответствующих присадок. Преимущество способа состоит в том, что он позволяет получать высокоцетановые топлива из соответствующих фракций нафтеново-ароматических нефтей.

Третьим широко известным способом повышения цетанового числа дизельных топлив является использование присадок, подобно тому, как используется тетраэтиловый свинец для повышения октанового числа бензинов. Преимущество этого способа состоит в том, что он дает возможность получать высокоцетано-йые топлива из керосино-газойлевых фракций цикланово-арома-тического основания, имеющих низкую температуру застывания и обеспечивающих получение зимних и специальных арктических сортов дизельных топлив.

Большой интерес представляет другой способ повышения цетанового числа дизельных топлив, основанный на применении специальных присадок. Добавка в сравнительно небольших количествах присадок ( до 1 0 %) позволяет значительно повысить цетановое число топлив.

Сравнение топлив (данные 2011 года).

К сожалению на данный момент сканы паспортов на ДТ — большая редкость, и их не достаточно для полноценного сравнения. Но зачем мучаться если есть поиск от гугл и ЗаРулем, 2011 «Ставим на зеро» ?

Все показатели уже собраны в одну таблицу, осталось только покрутить головой, повращать монитор и сообразить что к чему.

В первую очередь нас интересует 3 показателя: цетановое число, смазывающая способность и топливная экономичность.

Топливная экономичность.

К сожалению, топливная экономичность измерялась по ГОСТу, на древнем двигателе с механическим впрыском, рассчитанным на ЦЧ 45, так что победителем стала РосНефть с наименьшим цетановым числом — 51 и классом Евро-3. Древнее топливо для древнего двигателя.  На современных двигателях ситуация будет противоположная, так что этот параметр придется отбросить.

Смазывающая способность.

В 2011 году аутсайдером с сильным отрывом был Лукойл. Если сравнить показатели с свежим паспортом от 2015 года (представлен ниже), то видно, что никакого прогресса у Лукойла нет. Это произошло потому, что Лукойл первым обновил свои производственные мощности в соответствии со стандартами Евро-5.  Все конкуренты содержали серы в 4-20 раз больше.

В 2011 году это конечно было преимуществом (с точки зрения экологии и чистоты двигателя, но не смазывающей способности), но теперь это главный недостаток, так как технологии у конкурентов новее, а значит и качество лучше.

На данный момент  все производители уже перешли на Евро-5 (с 2016 года Евро-5 станет минимально допустимым стандартом). Скорее всего, смазывающая способность упала у всех.

Цетановое число.

В 2011 году первой с конца у нас идет Роснефть. На современных моторах такое топливо покажет результаты на 2%-5% хуже лидеров

Если принять во внимание свежие паспорта, то Лукойл делит дно вместе Роснефтью

Далее по возрастанию: ТНК, ТАТнефть, Shell. У всех значение ЦЧ около 53,5. Среднее топливо, подойдет для любых современных двигателей.

Лучший результат показало топливо BP. Отрыв от среднячков небольшой — всего 1,5 ЦЧ, но победителей не судят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector