Пластичные смазки: свойства и классификация
Содержание:
Измерение пенетрации
Прибор по ГОСТ 1440-78 для определения пенетрации
Пенетрационные методы измерения — испытание текучести жидких, вязких и пастообразных веществ и смесей путём измерения глубины проникновения в среду рабочего тела стандартизованной формы.
Пенетрация измеряется с помощью прибора пенетро́метра — прибора для измерения сопротивления материалов (полужидких, пластмасс, лакокрасочных покрытий, автодорожных покрытий, грунтов и пр.) вдавливанию испытательного тела стандартных размеров и массы в испытываемую среду. Для полужидких материалов (смазок, паст и пр.), измеряет число пенетрации. Для пластмасс, лакокрасочных покрытий и пр., измеряет глубину проникновения индентора в миллиметрах.
Обычно применяется пенетрометр в виде свободно скользящего плунжера с закреплённым на нём рабочим телом в виде иглы или конуса. Перед началом измерения острие рабочего тела подводится вплотную к поверхности исследуемой среды, а затем плунжер освобождается и начинает погружаться в среду под собственной тяжестью. Замеряется глубина проникновения за определённое время (число пенетрации), при определённой температуре и заранее выбранной массе сборки плунжер/рабочее тело.
Число пенетрации — показатель, характеризующий реологические свойства веществ. Равен глубине погружения рабочего тела пенетрометра в единицах десятых долей миллиметра. Например, если рабочее тело пенетрометра погрузилось на 20 мм, число пенетрации будет равно 200.
Обычно пенетрация выражается в числах пенетрации по глубине погружения конуса пенетрометра с определённой стандартной формой и массой в исследуемом веществе, под воздействием силы тяготения, в течение стандартизованного времени (обычно 5 с). Измерение проводится при стандартизованной температуре (обычно 25 °C).
В густую среду конус проникает меньше — число пенетрации меньше. Пенетрация, как правило, не отражает реологических свойств веществ (например, смазок) в конкретных условиях работы.
Основное свойство пластичных смазок
Поскольку полутвердые масла должны удерживаться на поверхности изделий, важной характеристикой является температура каплепадения. Дело в том, что при вращении узлов трения, температура неотвратимо повышается
Вместе с ней снижается вязкость пластичного материала. После критического нагрева, смазка переходит в жидкое состояние, и просто стекает с рабочей поверхности.
Учитывая критичность этих параметров, определение температуры каплепадения пластичных смазок относится к обязательной процедуре испытаний продукта.
Методика следующая:
- специально подготовленная емкость с гладкой поверхностью и тарированным отверстием снизу (как правило, хромированная латунь) помещают в автоклав с масляной баней;
- в емкость помещается тестируемая пластичная смазка;
- происходит нагрев с одновременным снятием температурных показателей с масляной бани и тестируемого материала;
- фиксируется момент начала каплепадения (стекания смазки);
- в качестве полученного параметра регистрируется среднее арифметическое двух температур.
Смазки для тормозной системы автомобиля
Все знают, что тормоза в транспортных средствах должны работать идеально. Отлично, если при нажатии педали машину не уводит в бок, а тормозной путь короче промежутка до препятствия. Хорошо, когда авто, поставленное на «ручник», стоит на том же самом месте и т. д.
Чтобы не допускать проблемы с тормозами, нужно соблюдать простые прописные истины:
- Ежегодно заливать новую тормозную жидкость (в крайнем случае не реже одного раза в два года).
- Регулярно проверять колодки, диски, барабаны, шланги, цилиндры и т. д., своевременно менять негодные детали.
- Следить за состоянием тормозной системы. Не забывать ежегодно смазывать и чистить тормоза.
- Выбирать подходящие смазки для автомобиля во время сборки и техобслуживания тормозных механизмов.
Поговорим подробнее о двух последних пунктах – систематическое обслуживание тормозов и применяемые смазочные средства.
Смазки, предназначенные для гидравлических (и других) систем автомобиля, подразделяются на категории согласно применению и назначению.
Антиадгезивы для элементов тормозного суппорта используются при обработке направляющих, которые находятся в колодцах скоб. Здесь нужно применять только специальные виды смазок, такие как Ultra Disc Brake Caliper Lube торговой марки Permatex, TRW PFG110, антискрипная паста Liqui Moly (артикул 7656)
Обратите внимание, что направляющие открытого типа в системах ATE смазывать нельзя.
Противоскрипные смазкинаносятся на направляющие тормозных колодок автомобиля и убирают высокочастотные вибрации (скрипы) при трении элементов суппорта и колодок, а также защищают от коррозии
Самые популярные из них – МС1600 торговой марки «ВМПАвто», Kupfer-Paste или артикул 7585 от Liqui Moly
Важно! Эти смазочные материалы не годятся для обработки направляющих суппорта.
Средства от прикипания крепежа упрощают дальнейшую разборку механизмов. Часто используются высокотемпературные составы: медная смазка ТМ «ВМПАвто», медная Kupfer-Paste от Liqui Moly, никелевая паста Nickel Anti-Seize фирмы Permatex и т. д
В большинстве случаев подходят противоскрипные материалы, перечисленные выше. Важно: для обработки направляющих суппорта все эти пасты непригодны.
Смазки для тормозных цилиндров автомобиля применяются при обработке юбки поршня во время сборки суппорта. Смазанный поршень легче устанавливается и защищен от действия коррозии. Такие пасты (сборочно-консервационные) не подойдут для обработки направляющих суппорта.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:
- о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ);
- Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Правила перевозок грузов автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272;
- Правила обеспечения безопасности перевозок, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7;
- Приказ Минтранса РФ от 4.07.2011 г. № 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов».
Перевозить грузы повышенной опасности можно только по специальному разрешению (об этом ниже).
На автомобиле должен быть включен жёлтый или оранжевый проблесковый маячок.
ТС должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и раздела 9 ДОПОГ.
ТС, перевозящие опасные вещества, оборудуются опознавательным знаком “опасный груз”.
Скорость движения должна быть установлена при согласовании перевозки.
Водитель должен пройти специальное обучение и получить свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов.
Перевозчик обязан соблюдать меры предосторожности, обозначенные в главе 1.10. ДОПОГ.. Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:
Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:
Специальные обозначение на боковых сторонах цистерн, а также на боковых сторонах ТС и контейнеров:
Основные свойства пластичных смазок
Свойства пластичных смазок несколько отличаются от свойств жидких трансмиссионных и моторных масел. Для жидких фракций характерны следующие качества:
- Вязкость.
- Давление.
- Температурный диапазон.
- Моющая способность (вывод продуктов износа).
- Окислительная, коррозионная и термическая стабильность.
- Способность масляной жидкости создавать на границе раздела прочную защитную пленку.
- Низкий показатель вспениваемости.
- Малая испаряемость.
Эксплуатационные требования к пастообразным смазкам нужно рассматривать гораздо шире. Технические характеристики жидких масел в основном направлены на снижение трения и износа, и эти свойства зависят от химической структуры основы и пакета модифицирующих присадок.
Свойства пластичных смазок и их назначение определяется маркой базового масла, его вязкостью, типом загустителя, способом смешивания, природой наполнителя, химическим составом присадок и их принципом действия.
Основные показатели качества, влияющие на эксплуатационные характеристики пластичных масляных смесей:
- Коэффициент трения и величина износа при использовании пластичных смазок – подчиняется индексу вязкости и сорту базовых масел.
- Нагрузочная способность (несущая) смазки определяется возможностью масляного материала удерживаться длительное время на границе раздела трущихся поверхностей, невзирая на термические и механические воздействия.
- Устойчивость к вибрации. Вибрация возникает в роликовых или игольчатых подшипниках ходовой части и трансмиссии автомобиля.
- Стабильность коллоидной структуры смазочной смеси – это способность мази не расслаиваться в процессе работы и хранения. Слишком большое выделение жидкого компонента может привести к твердению загустителя, что отрицательно скажется на функциональных способностях смазки. Коллоидная стабильность масла зависит от структуры пространственного каркаса, консистенции и состава дисперсионной фазы.
- Адгезия характеризует способность материала прочно схватываться с металлическими поверхностями. Липкость смазки оказывает влияние на устойчивость масляного покрытия в зонах контакта трущихся деталей.
- Подвижность масляного слоя играет важную роль в смазке вращающихся поверхностей. Во время работы механизмов происходит выдавливание материала на поверхность трущихся деталей. Способность смеси быстро возвращаться в стандартное положение и характеризует подвижность продукта.
- Тиксотропия определяется способностью пластичного состава воссоздавать структурные соединения, которые были разрушены под воздействием механических нагрузок.
- Предел текучести оценивает возможности мазей сохранять и восстанавливать свою консистенцию на вертикальных плоскостях и поверхностях вращающихся деталей. Величина сдвига, при которой смазка начинает переходить из пластичного состояния в жидкое, называется пределом или границей текучести.
- Динамической вязкостью называется величина соотношения между силой сдвига и скоростью деформации. Показатели вязкости зависят от параметров базовой субстанции и могут изменяться при увеличении или уменьшении скорости и температуры деформации.
- Химическая устойчивость – это возможность смазочного материала противостоять окислительным реакциям при повышении температуры, в процессе взаимодействия масляного покрытия с кислородом воздуха.
- Водостойкость – способность смазки защищать трущиеся поверхности от вредного воздействия влаги. В случае соединения масляной пасты с водой – не должна меняться консистенция, смазочная способность и липкость рабочей смеси.