Выпрямление и ремонт капота своими руками: шаг за шагом
Содержание:
- Методы рихтовки автомобиля
- Заключительные работы
- Рихтовка специальным оборудованием
- Похожие новости
- 1.4. Правка и гибка
- Виды правки повреждений
- Инструментарий рихтовщика
- Восстановление формы кузовных деталей с использованием рихтовочно-го инструмента.
- Технология рихтовки кузова
- Особенности алюминиевых капотов
- Споттер
- Общие положения
- Методы рихтовки
Методы рихтовки автомобиля
Ремесло рихтовщика — это довольно нелёгкий хлеб и все мы прекрасно понимаем, что при серьёзных повреждениях без специалиста невозможно обойтись. Тем не менее, бывают случаи, когда можно устранить небольшие и не критичные повреждения своими руками, но любая работа начинается не с молотка, а с осмотра. Внимательного и дотошного осмотра места повреждения.
Даже в том случае, если вмятина небольшая, но слой лакокрасочного покрытия сколот или на нем появилась трещина, без шпаклёвки и локальной покраски уже не обойтись, а это дополнительные расходы и потраченное время. Но если слой краски целый, то стандартную процедуру рихтовки можно не проводить. Для этого существуют более технологичные методы, которые позволят вытянуть вмятину присосками или другим оборудованием. Цены на рихтовку без последующей покраски также кусаются, но они в разы ниже той цены, которую придётся заплатить за стандартную рихтовку, грунтовку, шпаклёвку, подбор краски и саму покраску.
Заключительные работы
Как только все сдвижки выполнены, необходимо:
-
Восстановить исходную форму балластной призмы и вернуть ее первоначальную плотность.
-
Проверить соответствие прямоты и/или кривизны участка плановой, измерив стрелы прогиба при хорде длиной в 20 м.
-
Убедиться, что подъемка полотна после решения вопроса не превышает допустимые 10-15 мм.
-
Пропустить по колее 1-2 поезда (состава), и удостовериться в должном состоянии транспортной линии (или исправить отступления).
Мы рассмотрели, что из себя представляет рихтовка пути: определение постарались дать максимально точное, порядок и содержание всех работ расписали так подробно, как только могли. Надеемся, что теперь Вы понимаете, вид операций и в какой последовательности их проводить. Ну а необходимые инструменты для решения задачи Вы всегда можете выгодно заказать в компании «ПромПутьСнабжение», вместе с нужными рельсами и другими элементами ВСП.
_____________________
Рихтовка специальным оборудованием
Сложность рихтовки своими руками заключается в том, что предоставить единый алгоритм действий попросту невозможно. Каждое повреждение требует только индивидуального подхода. Однако во всех случаях перед началом рихтовочных работ необходимо либо демонтировать повреждённый элемент, а если это невозможно, тогда обеспечить максимально простой доступ к месту повреждения с обеих сторон.
В случае, когда необходимо вытянуть вмятину, но добраться до противоположной стороны поврежденного металла невозможно, применяют споттеры — приспособления, которые привариваются в центр вмятины снаружи и вытягиваются либо выстукиваются специальным грузом. После вытяжки шайба споттера срезается болгаркой, а место зачищается и готовится под покраску.
Как видим, рихтовка кузова довольно непростая задача, но имея необходимый инструмент, желание и некоторые навыки, можно самостоятельно отрихтовать небольшое повреждение и сэкономить на работе мастера. Удачных экспериментов, но лучше, чтобы познания в рихтовочном деле были бы полезны только в теории.
Похожие новости
- Допустимый боковой, вертикальный и горизонтальный износ рельсов
- Как и чем можно распилить рельсу: резка с помощью резака, ножовки
- Подкрановые пути мостовых кранов: устройство, монтаж, основные элементы, ГОСТ и требования к деталям
- Как крепить рельсы железнодорожные крепежом к шпалам: типы узлов креплений, какие шурупы подойдут
- Стрелочные переводы на ЖД путях: что это такое, схема железнодорожной стрелки
Если эксплуатируется нечетное число единиц выравнивающих приспособлений (о которых ниже), большая их часть должна быть размещена на передней по направлению сдвига рельсовой нити.
1.4. Правка и гибка
Правкой называют метод обработки заготовок слесарными молотками или с помощью специальных устройств в целях устранения отклонения от формы (коробления, вмятины, изгибы, скручивание), которые возникают при рубке и резке материала, при термической обработке, сварке или в результате неправильного хранения и транспортирования.
Правка производится на правильных плитах ударами молотка.
При правке листа с местными выпуклостями, удары следует наносить от периферии к центру выпуклости; при правке листа, имеющего волнистость по краям, удары молотком наносят по середине.
Механизированная правка металла достигается с использованием различных приспособлений, правильных валков, многовалковых листоправильных и углоправильных станков. Листы пропускают между валками несколько раз, пока на них не исчезнут выпучены или впадины.
Гибкой – называют метод слесарной обработки, при котором геометрическая форма заготовки изменяется в результате пластического деформирования в холодном или горячем состоянии. Гибкой получают детали сложной пространственной формы (хомуты, скобы, элементы трубопроводов и т. д.). Гибку применяют для придания необходимой формы листовому, а также материалу круглого, квадратного и прямоугольного сечения. Гибку производят вручную ударами молотка в тисках, в струбцинах, с помощью специальных приспособлений (универсальных гибочных станках). Гибку труб производят обычно с наполнителями, чтобы избежать образования складок и сплющивания стенок (используется песок, свинец, канифоль).
Для гибки труб применяют ручные трубогибы (до d= 20 мм) и механические (до d= 100 мм) с толщиной стенок до 4 мм.
Виды правки повреждений
Перед починкой нужно определить степень повреждения двери автомобиля. Когда вмятина неглубокая, металл не заломлен и нет складок, то выровнять поверхность можно своими руками методом выдавливания. Это не требует особых условий, все можно сделать при помощи простых инструментов. Это может быть киянка или ручка молотка.
При сложном повреждении, когда вмятина огромная или сформировалась хлопушка, надо делать следующее: на дверце изнутри сваркой поставить пару точечных рядов с шагом между точками в 1,5-2 сантиметра. Такие точки ставить можно и на внешней стороне, однако тогда им потребуется обточка. При сильных повреждениях, которые повлекли за собой изменение геометрических форм каркаса, дверь придется вскрывать. Больше о починке двери автомобиля можно узнать из видео в конце статьи.
Читать также: Как устроен диск сцепления
После снимают дверной замок и ту часть корпуса, в которую он врезан. Такое действие позволяет прикрыть дверцу и оценить размеры зазора. Сначала все зазоры регулируют, а потом начинают править стойки автомобиля.
Инструментарий рихтовщика
Если собрать все инструменты, которые используются при рихтовке кузова автомобиля, то арсенал вряд ли поместится в гараж. Больше всего места займет гидравлический стенд для восстановления геометрии кузова. Кроме этого, существует огромное количество самых различных приспособлений, позволяющих выравнивать смятый металл.
Помимо традиционных методов рихтовки, на практике используются десятки способов, придуманных отечественными и зарубежными «кулибиными». Каждый мастер обязательно привносит в это ремесло свою лепту. Однако результат один – получение целой на вид детали.
Неважно, как работать, важен итог. Можно нагревать металл до красна, обливать его водой, приваривать шайбы и или приклеивать пистоны, за которые потом тянуть
Небольшие вмятины без повреждения ЛКП вообще можно выправить без каких-либо последствий (PDR-технология).
Мастера, владеющие рихтовкой без покраски, – это элита кузовного ремонта. Чтобы стать таким мастером, необходимо иметь очень развитое пространственное мышление и чувствительные руки. Специальными инструментами, похожими на клюшки и крючки, рихтовщик воздействует на вмятину изнутри и миллиметр за миллиметром выправляет ее. При этом у мастера практически нет права на ошибку!
Грубую рихтовку сначала выправляют при помощи рук. Да-да, именно руки являются одним из основных инструментов рихтовщика. Различные приспособления берут уже тогда, когда металл больше не поддается рукам.
Однако руки есть у каждого (правда, и растут они у всех, так сказать, по-разному). Соответственно, перед тем, как отдавать машину с небольшой вмятиной в ремонт, стоит попытаться самостоятельно выровнять вмятину. Например, если на двери появилась равномерное и не очень глубокое углубление, то можно выдавить ее своими силами. Для этого придется снять обшивку двери, чтобы получить доступ к вмятине с обратной стороны.
Кузовные детали современных автомобилей делаются иногда из настолько тонкого металла, что рихтовать его можно вообще без инструмента. Простая вмятина выдавливается ладонью. Давить надо на вершину вмятины (если смотреть с лицевой стороны, то это будет дно).
Бывает, несложная на вид вмятина не поддается выправлению руками. Просто не хватает сил, чтобы ее выдавить либо она расположена в неудобном для воздействия месте. В таком случае можно прогреть вмятину изнутри термофеном, но не переусердствовать, чтобы не вздулась краска. Не стоит допускать нагрев краски свыше 100-110° С.
Более значительные вмятины с повреждением ЛКП после выправления придется красить. Для удобства в деталях можно высверливать отверстия, чтобы тянуть вмятину крючками. Для удобства пользуются приспособлением, которое называется обратный молоток. При желании его можно изготовить самостоятельно из шпильки и болванки.
В сложных случаях при рихтовке может понадобиться сварка. С ее помощью привариваются шайбы с лицевой стороны, за которые потом нужно тянуть или дергать обратным молотком. При выправлении вмятин таким способом есть возможность контролировать каждый сдвиг металла.
Восстановление формы кузовных деталей с использованием рихтовочно-го инструмента.
Правку выпучин выполняют в холодном или
нагретом состоянии.
Устранение выпучин в холодном состоянии основано на
растяжении металла по концентрическим окружностям или по радиусам от
выпучины к неповрежденной части металла (рис. 6.1). При правке
образуется плавный переход от наиболее высокой части выпучины к
окружающей ее поверхности панели. Для этого по направлению от металла,
окружающего выпу-чину, к выгнутой части поверхности наносят молотком
последовательную серию ударов по кругу. По мере приближения молотка к
границе выпучины силу удара уменьшают. Чем больше будет число
окружностей на панели при рихтовке, тем плавнее получится переход от
выпучины к неповрежденной части металла.
Рис. 6.1. Устранение выпучин в панелях кузова без
нагрева:а — участки панели с выпучиной; б — схема направления
ударов молотком (указаны стрелками); / — выпучи-на: 2 — панель; 3 —
участки панели, подлежащие растягиванию рихтовкой с помощью молотка: 4 —
кривизна панели после правки выпучины
Правка деформированных поверхностей на прямолинейном
участке лицевых панелей с использованием опорной плиты и киянки показана
на рис. 6.2, а. Исправление деформаций на деталях с некруглыми
поверхностями выполняют с использованием киянки и фасонных плит или
наковален специального профиля (рис. 6.2, б). На рис. 6.2, в показан
процесс рихтовки незначительных вмятин на лицевых панелях кузова, таких
как крыша, двери, капот, крышка багажника, крылья и др.
Последовательность исправления вмятин на деталях кузова, имеющих
закругленную лицевую поверхность, представлена на рис. 6.2, г.
Значительная пластическая деформация, имеющая место при
растягивании металла для устранения выпучины рихтовкой в холодном
состоянии, увеличивает истинную поверхность металла на восстанавливаемом
участке и ухудшает стойкость его окисной пленки. В результате
коррозионная стойкость металла ухудшается. Поэтому правку неровных
(волнистых, небольших вогнутых поверхностей) панелей кузовов и оперения
выполняют без наклепа и увеличения площади металла при помощи опорной
плиты 2 и специального молотка 1 (рис. 6.3), имеющего насечку на рабочей
части. При устранении вмятин данным способом металл не растягивается, а
длина панели 3 восстанавливается до первоначальных форм и размеров.
Для восстановления поверхности кузовных деталей в
легкодоступных местах применяют различные рихто-вочные инструменты в
соответствии с кривизной восстанавливаемого профиля детали, т. е. с
учетом радиусов, переходов различной кривизны и ребер жесткости. На рис.
6.4 показаны варианты использования фасонных плит, наковален, оправок и
рихтовоч-ного молотка при восстановлении поверхности переднего крыла
кузова в сечении А-А.
Технология рихтовки кузова
Перед началом работ следует определиться с технологией рихтовки. Все многочисленные способы восстановления деталей кузова можно отнести к одной из четырёх технологий.
Классическая, или обычная, рихтовка
Классическая рихтовка выполняется с помощью специальных молотков, домкратов, ложек, оправок, рычагов и других приспособлений. Иногда требуются аппараты контактной сварки. Такая технология обычно используется при исправлении локальных дефектов кузова. Она предполагает:
- нанесение частых последовательных ударов деревянными, металлическими или резиновыми молотками;
- выдавливание специальными крючками, клюшками, ложками;
- разглаживание фасонными плитами;
- применение других технологических приёмов и приспособлений.
Классическая рихтовка выполняется с помощью специальных молотков, ложек, оправок, рычагов и других инструментов
Вакуумная рихтовка вмятин
Вакуумную рихтовку используют для устранения вмятин, у которых нет острых углов и не нарушено лакокрасочное покрытие. Это могут быть следы от локтей, коленей при неудачном облокачивании о кузов автомобиля. Такие дефекты с плавными закруглёнными краями исправляются с помощью специальных вакуумных присосок. В условиях гаража можно использовать подручные средства. Это могут быть присоски для крепления на лобовом стекле зеркала заднего вида, шторки от солнца, органайзера и т. п. Технология рихтовки очень проста. На обезжиренную и смоченную водой вмятину устанавливается присоска и фиксируется сильным нажатием или специальными приспособлениями.
Универсальная вакуумная присоска проста в использовании и не требует специальных навыков
Такой метод особенно эффективен при устранении плавных неглубоких вмятин диаметром больше 12–20 см. Присоска фиксируется, а затем резко тянется на себя. Иногда для этого используют прочный шнур, привязанный к стержню присоски. Главные достоинства вакуумного метода:
- не требуется демонтаж повреждённой детали, так как работа ведётся на её внешней поверхности;
- не повреждается лакокрасочное покрытие;
- не требуется больших затрат времени.
Горячая рихтовка
Если обычными способами устранить кузовные дефекты не получается, используется технология горячей рихтовки. Для этого обычно применяют газовую горелку. Однако в неопытных руках она принесёт больше вреда, чем пользы. Нагреть детали из тонкой листовой стали можно с помощью строительного фена с температурой струи воздуха в несколько сотен градусов. Это позволит избежать разрушения лакокрасочного покрытия. Кроме того, фен не так опасен, как газовая горелка.
Рихтовка контактной сваркой
В последнее время стала популярна рихтовка с помощью споттера. На деформированное место контактной сваркой привариваются элементы крепления, с помощью которых выравнивается поверхность. Способ этот недешёвый — далеко не каждому автовладельцу по карману купить споттер. Многие умельцы для этих целей переделывают переносные сварочные аппараты, микроволновые печи или собирают устройство из подручных материалов. Технология контактной сварки имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- время нагрева составляет 0,3 сек, и металл не успевает прогореть;
- в месте сварки не образуется шлака, окалины, искр;
- крепёжные элементы рассчитаны на многократное применение;
- крепёж надёжно приваривается и легко удаляется с поверхности;
- рихтовка отличается большой точностью и не занимает много времени;
-
работа ведётся снаружи, поэтому нет необходимости демонтировать повреждённую деталь и обеспечивать доступ к её внутренней стороне.
Особенности алюминиевых капотов
Ремонт алюминиевых капотов имеет ряд особенностей:
- Устранение дефектов на кузовных деталях из алюминия, проводят только теми инструментами, которые ранее не контактировали с металлом. В противном случае, деталь подвергается электрохимической коррозии.
- Рихтовку проводят только при наличии небольших повреждений, используют резиновый молоток, и подпирают рабочую область деревянными колодками.
- Работу нужно выполнять оперативно. Алюминий покрыт оксидной пленкой, защищающей от коррозии, она после механического воздействия повреждается.
Капот – в большинстве случаев — самый лёгкий в плане ремонта элемент автомобиля, так как имеется полный доступ с внутренней стороны. Вмятины на капоте в большинстве случаев починить довольно легко и занимает это мало времени. Однако на многих капотах есть рёбра жесткости и усилители, и если вмятина находится под ними, то сложность ремонта и потраченное время сразу возрастают.
- Газовая горелка
- Специальные прижимы и рычаги
- Резиновая или деревянная киянка
- Наковальни опорные
- Пила рихтовочная
- Вначале необходимо снять капот с автомобиля, чтобы было удобней работать. Для этого достаточно отсоединить от кронштейна упор и отвинтить крепление капота. Теперь нужно расположить его на удобном для работы месте – например, на большом ровном столе или верстаке.
- Прежде чем приступить к работе, рекомендуется удалить краску на лицевой стороне капота, шумоизолирующее и антикоррозийное покрытие на внутренней стороне (если имеются). Начинать ремонт нужно с поверхности с более высоким коэффициентом жесткости, линий перегиба.
- Наверное, самый простой и быстрый способ, как убрать вмятину на капоте – рихтовать капот путем нанесения частых мягких ударов деревянной или резиновой киянкой. Необходимо регулярно оценивать качество рихтовки визуально, сглаживая поверхность рукой. Взглянув на крышку капота под различными углами необходимо контролировать вмятины или выступы. Контролировать плоские поверхности лучше всего при помощи линейки.
- Необходимо учитывать, что на линиях перегиба сосредоточено максимальное напряжение и это существенно усложняет выравнивание капота. Неглубокие вмятины выравниваются частыми ударами, более обширные — наоборот, с кромки перегиба. Все удары должны быть направлены к центру. На границе вмятины необходимо установить опорную поддержку с подходящим уровнем кривизны поверхности.
- Еще один не менее известный способ, как выправить вмятину на капоте – чередовать усадку и нагрев металла. Для этого понадобится горелка газовая или мощный промышленный фен. Вокруг нагреваемого пространства необходимо уложить чистую влажную ветошь. В точке 10-15 мм металл необходимо нагреть до темно-вишневого цвета и остудить. Чтобы достичь максимально эффекта, рекомендуется параллельно выравнивать вмятину легкими ударами молотка.
- В труднодоступных местах крышки капота выпрямлять вмятины рекомендуется при помощи молотка и специального рычага. Проштамповку лучше всего восстанавливать зубилом и опорной плитой. Если имеются сомнения в выбранном методе или собственных силах, не стоит рисковать – необходимо обратиться в автосервис к специалисту за советом или вовсе доверить ему автомобиль.
Споттер
Споттер применяется для кузовного ремонта и помогает подобно обратному молотку простукивать небольшие деформированные детали. Это — один из методов рихтовки машин, который выполняется подобным оборудованием точечно. В связи с этим указанный миниатюрный прибор имеет массу преимуществ перед обычным устройством:
- Рихтовочная работа выполняется качественно.
- Время работ со споттером невелико.
- Не нужно разбирать авто для выполнения авторемонта.
- Уникальный принцип работы позволяет споттеру устранять механические повреждения и дефекты кузова, в том числе капота, крыльев, порогов.
Рихтовка споттером позволит автовладельцу, который хочет заняться ремонтом авто самостоятельно, сэкономить на затратах. Чтобы правильно выбрать споттер, следует учесть характер повреждений авто.
Общие положения
Рихтовка железнодорожного пути назначается на основании результатов проверки – либо натурной, либо измерительным вагоном. Но выполнять ее всегда нужно только после завершения всех работ по подъему колеи. Кроме того, прежде чем приступать к решению вопроса, необходимо осмотреть стыковые зазоры и отрегулировать их (когда нужно), но если на звеньевой линии более трех из них подряд будет слито, допустимо проводить только замену решетки.
Внимание, сдвижка осуществляется именно по наружной рельсовой стороне – это актуально как для кривых, так и для прямых двухпутных или правых однопутных участков. Действуют следующие общие правила:
Действуют следующие общие правила:
-
Осуществлять работы лучше либо рано утром, либо в пасмурные дни – тогда, когда нет температурных перепадов, вызывающих нагрев элементов ВСП.
-
Начинать, согласно путевому плану, стоит с той точки, где нужно выполнить самое серьезное перемещение.
-
Если балласт уплотнен, необходимо предварительно его разрыхлить – у торцов шпал.
-
В зимнее время года решать задачу не рекомендуется, но если направление сбилось самым серьезным образом, колею допустимо перешить.
-
Расстояние между осями смежных полотен стоит контролировать на каждом звене.
Технологически рихтовка кривых участков пути может осуществляться двумя способами:
-
На глаз – возможен исключительно в тех местах, где отступления от нормы малые, по «углам», и короткие по длине (до 30 м).
-
Совмещенным – в реперных точках (одна от другой – на дистанции в 10 м) сдвижки выполняются строго по расчету, а уже между ними – сглаживанием, если используется машина, или приблизительно, при ручном труде.
Во всех ситуациях и при каких угодно методах необходимость в перемещении решетки устанавливается на основании анализа степени прогиба.
Методы рихтовки
Техника «молоток вне поддержки»
В этой технике молоток должен иметь небольшое расстояние (смещение) от поддержки. Поддержка давит на центр углубления на металле, в то время как Вы продолжаете простукивать возвышенности вокруг вмятины. Таким образом, возвышенности опускаются, а углубления поднимаются при каждом отскакивании поддержки. В большинстве случаев при грубой рихтовке нужно применять метод «молоток вне поддержки». Он используется при устранении большинства вмятин.
По возможности нужно всегда использовать гладилку вместо молотка. Гладилка больше прощает удары с неправильным усилием при рихтовке.
Гладилка и поддержка в этом методе не контактируют друг с другом. Этот метод хорошо подходит в ситуации, когда металл не получив значительного повреждения, может быть немного перенаправлен незначительным усилием для восстановления первоначальной формы. Методика «молоток вне поддержки» используется для поднятия углублений и возвышенностей одновременно. Эта методика применяется в основном на слабовыпуклых или плоских панелях, где металл достаточно податливый, в отличие от сильновыпуклых панелей.
Техника «молоток на поддержке»
Может применяться как для опускания возвышенностей, так и для выправления небольших вмятин. В этой технике нужно расположить поддержку прямо напротив повреждения. Молотком нужно не сильно простукивать металл, расположенный над поддержкой. При сильных ударах есть опасность растянуть рихтуемый металл. Нужно постоянно проверять металл прощупыванием, после чего продолжать рихтование до полного выправления повреждения. По возможности применяйте вместо молотка гладилку. Большое преимущество гладилки над молотком заключается в том, что она воздействует на большую площадь за один раз и удар распределяется более равномерно, чем удар молотком. Как было написано выше, гладилка хороша тем, что, благодаря своей площади, может одновременно поднимать углубления и опускать возвышенности на рихтуемом участке. При простукивании вмятины, нажимайте на металл поддержкой с достаточной силой. Если не надавливать с правильным усилием, то можно только увеличить повреждение. При простукивании возвышенности поддержку нужно держать наоборот свободно, без усилия.
Показано отскакивающее действие поддержки после удара молотка при выправлении вмятины.
Метод «молоток на поддержке» применяется при чистовой (финишной) правке. Также этот метод очень эффективен при выравнивании краёв панели.
Настоятельно рекомендуется, чтобы обратная сторона повреждённой панели была чистой, иначе это отразиться на качестве рихтовки. Поддержка должна быть правильно выбрана по форме. Слишком выпуклая форма поддержки сделает панель более выпуклой, а плоская – плоской.
При применении молотка с поддержкой должна быть развита координация. Поддержка должна находиться непосредственно под молотком.
Выправление вмятины молотком с острым бойком
Иногда, для выправления вмятины, можно применять молоток с острым бойком без поддержки. Такую технику нужно использовать очень осторожно, так как можно только усугубить повреждение. Идея заключается в том, чтобы поднять вмятину серией хорошо поставленных ударов молотком с острым бойком с обратной стороны панели. Вмятина должна выправляться не до конца. Вместе с поднятием вмятины получаются острые возвышенности от молотка, которые потом убираются дополнительным выравниванием. Неразумное применение такой техники может значительно растянуть металл и не дать удовлетворительного результата.