Смазка для высокоскоростных подшипников: описание, характеристики и состав
Содержание:
Типы консистентных смазок
В не зависимости от того, как устроен подшипник ступицы он должен смазываться только консистентным либо пластичным материалом, жидкая субстанция для этого не подходит. Заметим, что помимо основных своих основных свойств, смазка пластичной консистенции играет роль уплотнителя, дополнительно защищая элемент. Для ступичных подшипников применяются трехкомпонентные смазки, в состав которых входят:
- Модификатор.
- Смазывающее вещество.
- Загуститель.
Эти компоненты определяют основные свойства консистентных материалов
Поэтому, чтобы определить: какую смазку использовать, следует обращать внимание именно на ее состав и основные характеристики. Отдельно стоит упомянуть о типах смазки
Перечислим их:
Консервирующая
Один из самых простых типов. Основное назначение — защита металлических элементов от коррозии. На поверхности удерживаются непродолжительное время, поскольку смываются водой. Идеально подходят для консервации деталей.
Электропроводящая
Предназначается для обслуживания бортовой электросети транспортных средств. Предохраняет соединения проводов, реле, аккумуляторные клеммы и т. д. от образования на них очагов коррозии.
Литиевая
К этой категории относятся литолы и их различные соединения, которые в основном используются для смазки и защиты взаимодействующих агрегатов и подшипников.
Молибденовая
Идеально подходят для смазки подвижных элементов, поскольку покрывают их поверхности тонкой, защитной пленкой, которая препятствует образованию задиров и обеспечивает эффективный теплоотвод.
Это и весь основной смазочный материал, который потребуется для обслуживания транспортного средства
Как видно, эти смазки не взаимозаменяемые, поэтому крайне важно не ошибиться с областью их использования, поскольку этим можно серьезно навредить
Особенности смазывания подшипников качения пластичной смазкой
Перед заполнением подшипника качения пластичной смазкой из него необходимо удалить остатки антикоррозийного средства путем промывания растворителем, например, уайт-спиритом.
При этом полости корпуса заполняются смазкой не полностью, чтобы осталось место для излишков смазки, которые выдавливаются из подшипника. Подшипники высоких скоростей вращения, например, подшипники шпинделей, следует наполнять смазкой только частично, оставляя 30-40 % свободного пространства.
Смазочные материалы Molykote и EFELE, разработанные для работы в суровых условиях низких и высоких температур, нагрузок, скоростей, агрессивной окружающей среды, также идеально подходят для смазки в нормальных условиях эксплуатации.
Химический состав
Покупая синюю смазку обращается внимание на эксплуатационные качества. В пластичной смазке находится:
- базовая основа (минеральное, синтетическое, полусинтетическое) масло в объёме 70-90 %;
- загуститель в виде разного вида мыла 10-15%;
- противозадирные, антикоррозионные присадки и добавки 5%;
- для дополнительных свойств добавляются герметизирующие и антифрикционные средства.
От качества компонентов, их соотношения зависят рабочие свойства синих смазок.
Важным показателем смазок синего оттенка является температурный режим применения, в котором вещество обладает заявленными техническими характеристиками. Стоит учитывать механическую стабильность изделия при разных скоростях вращения подшипников, ударных нагрузках.
Таблица 2
Смазки | Диапазон рабочих температур, °С | Дополнительные требования |
EFELE MG-213 | -30…+160 | устойчивость к смыванию водой, влажная среда, высокие антикоррозионные свойства, длительное смазывание |
EFELE MG-221 | -30…+150 | устойчивость к смыванию водой, влажная среда, ударные нагрузки, отличные противоизносные свойства, высокие антикоррозионные свойства |
EFELE SG-301 | -40…+160 | устойчивость к смыванию водой, высокие нагрузки, влажная среда, коррозия, высокая адгезия, пищевой допуск |
EFELE SG-321 | -55…+150 | устойчивость к смыванию водой, высокие нагрузки, совместимость с пластмассами и эластомерами, высокие антикоррозионные свойства |
EFELE SG-391 | -40…+160 | устойчивость к смыванию водой, влажная среда, высокие нагрузки, длительное смазывание, пищевой допуск |
EFELE SG-392 | +45…-170 | устойчивость к смыванию водой и моющими средствами, высокие нагрузки, влажная среда, высокие антикоррозионные свойства, хорошие противоизносные свойства,длительное смазывание, пищевой допуск |
EFELE SG-394 | -20…+260 | запыленная среда, вакуум, химически агрессивная среда, пищевой допуск, совместимость с пластмассами и эластомерами, высокие антикоррозионные свойства, длительное смазывание |
Molykote 41 | -18…+288 | влажная среда (применяется только при низких скоростях, DN ≤ 75 000 мм·об/мин) |
Molykote HP-300 | -65…+250 | высокие нагрузки, химически агрессивная среда, вакуум, пищевой допуск, низкое испарение |
Molykote HP-870 | -20…+250 | экстремально высокие нагрузки, химически агрессивная среда, влажная среда, пыльная среда, вакуум, низкое испарение |
Molykote 3451 | -40…+232 | высокие нагрузки, химически агрессивная среда, влажная среда, устойчивость к смыванию водой |
Molykote 3452 | -31…+232 | высокие нагрузки, химически агрессивная среда, влажная среда, вакуум, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение (применяется только при низких скоростях, DN ≤ 75000 мм·об/мин) |
Molykote 7348 | -20…+230 | влажная среда, низкое испарение |
Molykote 33 Light, Molykote 33 Medium | -73…+204 | влажная среда |
Molykote 44 Light,Molykote 44 Medium | -40…+204 | влажная среда, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение |
Molykote 1292 | -40…+200 | высокие нагрузки, химически агрессивная среда, влажная среда, устойчивость к смыванию водой |
Molykote G-5032 | -40…+200 | влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение |
Molykote 7514 | -40…+180 | отличные противоизносные свойства |
Molykote BG-20 | -45…+180 | повышенные нагрузки, высокие скорости, влажная среда, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение |
Molykote G-4700 | -40…+170 | высокие нагрузки, повышенные скорости, влажная среда, устойчивость к смыванию водой, отличные противоизносные свойства |
Molykote FB-180 | -30…+160 | повышенные нагрузки, влажная среда, устойчивость к смыванию водой, низкое испарение |
Molykote G-0050 FM, Molykote G-0051 FM | -17…+150 | высокие нагрузки, влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой |
Molykote G-0052 FM | -12 …+150 | высокие нагрузки, влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой |
Molykote G-4500,Molykote G-4501 |
-40…+150 | высокие нагрузки, повышенные скорости, влажная среда, пищевой допуск, устойчивость к смыванию водой |
Molykote BG-555 | -40…+150 | высокие скорости, влажная среда, устойчивость к смыванию водой |
Molykote 1122 | +10…+160 | повышенные нагрузки, влажная среда, высокая адгезия, устойчивость к смыванию водой |
Свойства смазки для ступиц
Свойства смазки для ступичных подшипников обусловлены условиями ее эксплуатации. В частности, рабочие пары вращаются с большой угловой скоростью, из-за чего возникает высокая температура в месте их соприкосновения. Кроме того, на поверхность подшипника попадает влага и грязь, что может вызвать появление коррозии. Поэтому смазка для ступицы должна:
- Не растекаться при нагреве. Среднее значение температуры, при котором работает ступичный подшипник — +120°С. Однако, чем большую температуру выдерживает смазка — тем лучше.
- Сохранять свои эксплуатационные свойства при отрицательной температуре (до -40°С). То есть, смазка не должна загустевать и создавать препятствия при вращении колеса.
- Не терять своих свойств при контакте с водой, а также защищать металлические поверхности от коррозии.
- Не менять свою консистенцию при изменении рабочих температур.
- Иметь химически устойчивый состав. Кроме того, смазка не должна агрессивно воздействовать на полимеры и резину, из которой сделаны пыльники и сальники на подшипниках или других, расположенных неподалеку от них узлов и механизмов.
Периодичность смазывания подшипника ступицы индивидуальна для каждой машины, и вы найдете ее значение в мануале к вашему авто.
В разное время и разные компании решали задачи по созданию смазки с перечисленными свойствами по-своему. Поэтому в настоящее время существует пять основных типа средств для смазки для подшипников ступицы.
Смазывание ступичного подшипника
- Литийсодержащие составы. Одни из самых популярных смазок созданы на основе литиевого мыла. В частности, самой распространенной из них является . Причина популярности этого средства кроется в его невысокой цене и неплохих эксплуатационных характеристиках средств. Недостаток заключается лишь в том, что литольные смазки посредственно защищают рабочие поверхности от влаги.
- Высокотемпературные смазки. Соответствующие свойства им придают никелевые и медные порошковые соединения, добавленные в их состав. Также порой добавляют фталоцианин меди, натрия или других металлов. Примерами таких смазок являются Litho HT, Castrol LMX и Liqui Moly LM 50.
- На основе полимочевины. В их состав также входит силикагель и стабилизирующее вещество — кальций-сульфанат. Это современные смазки, популярные среди автолюбителей. Примеры таких составов — AIMOL Greasetech Polyurea EP 2. Его отличительной особенностью является термическая устойчивость (выдерживает кратковременный нагрев до +220°С).
- На основе молибдена. Они неплохо зарекомендовали себя, поскольку выдерживают значительную рабочую температуру. Однако у них есть один существенный недостаток — при контакте с водой происходит химическая реакция, результатом которой является серная кислота. А она уменьшает ресурс деталей, к которым прикасается.
- Перфторполиэфирные. Это самые совершенные, однако и самые дорогие смазки. Как правило, их используют в спортивных машинах, едущих на больших скоростях и испытывающих значительные механические нагрузки. Иногда такие смазки японские и немецкие производители применяют в машинах премиум класса. Однако для большинства рядовых потребителей их использование не имеет смысла, учитывая их высокую стоимость.
Каких смазок стоит остерегаться
Как уже упоминалось, подшипник ступицы является высоконагруженным узлом. Соответственно, с ним нельзя использовать смазки, содержащие синтетические углеводороды. Их химические соединения распадаются уже при температуре +45°С…+65°С. Их основное предназначение — консервация или работа в слабонагруженных механизмах. К ним относятся силиконовые смазки или смазки на основе вазелина.
Популярную отечественную смазку «Шрус-4» не рекомендуется использовать для смазывания подшипников ступицы.
Также не стоит использовать смазки на основе кальция или натрия (в частности, кальциевых и натриевых мыл). Они достаточно эффективно смазывают рабочие поверхности, однако плохо защищают их от влаги. Не стоит использовать для ступичных подшипников и графитную смазку
Она может нанести вред этому важному узлу. Смазки с добавлением цинка и железа также не рекомендуется использовать в ступичных подшипниках
В одном подшипнике нельзя смешивать две или более разных смазок, тем более если они разных типов.
Стоит ли смазывать шаровую опору
Для того, чтобы ответить на вопрос, имеет ли смысл использовать смазку для шаровых опор и рулевых наконечников рассмотрим работу шарнира. Конструкции шаровых опор и рулевых наконечников у современных автомобилей могут быть разными. Однако в любом случае основой его является шаровый шарнир и упорный палец. Шарнир упирается в основание, которое имеет форму полусферы, в которой и «ходит» шарнир. Сверху всю эту конструкцию прикрывает защитный пыльник, предотвращая попадание внутрь пыли, влаги, грязи, мусора.
Основные требования, предъявляемые к смазке, — широкий температурный рабочий диапазон (особенно его нижняя граница), а также гидрофобность (чтобы смазка не вымывалась водой), но тем не менее чем ее характеристики и количество выше, тем больше прослужит шарнирное соединение. Поэтому мы советуем периодически обслуживать такие узлы — это продлить срок службы.
Применение смазки 158 для подшипников
Смазка 158 была создана для использования в различных подшипниках, в особенности в электрическом оборудовании транспортных средств. Изначально её применение сводилось к обработке подшипников автомобильных электрогенераторов и стартеров. В этой области 158-я показала себя намного лучше широко применяемых до её изобретения литолах, нигролах и солидолах.
О высокой эффективности, которой обладает «синяя» смазка, говорит тот факт, что при использовании её в игольчатых подшипниках карданов пробег от одной замены до другой составляет 300 тыс. км. Правда, подобный выдающийся результат достигается не на всех автомобилях, а только на тех, где карданный узел оснащён двойной герметизацией. Это необходимо для предотвращения смешения смазочного материала с внешними загрязнителями.
Газовые
В последнее время часто встречаются газовые составы, которые наносятся на поверхность в виде спрея. Принцип действия характеризуется следующими особенностями:
- Изначально состав хранится в газообразном состоянии. Для этого подходит специальный баллон с распылителем, за счет которого и осуществляется распыление вещества по поверхности.
- На момент нанесения газ контактирует с воздухом и обрабатываемой поверхностью, после чего становится вязким.
За счет применения распылителя есть возможность провести равномерное покрытие всей поверхности. Кроме этого, подобная форма хранения более эффективна, так как основной состав не теряет свои свойства на протяжении длительного срока.
Некоторые газовые варианты исполнения способны разделять трущиеся элементы механизма газовой прослойкой, которая может быть представлена неоном, азотом или водородом. Данный вид весьма распространен в механизмах турбин, оборудовании ядерных установок. Выделяют три разновидности подобной смазки:
- Газостатические группа характеризуется тем, что основное вещество распространяется по поверхности благодаря газу. Подается она под давлением около 0,3 МПа. Чаще всего применяется эта группа при обслуживании механических генераторов ультразвука, различных центрифуг и другого подобного оборудования.
- Газодинамическая обеспечивает требуемые условия эксплуатации за счет сформированного давления, которое возникает при движении поверхностей относительно друг друга. Чаще всего применяется в случае эксплуатации на высокой скорости. Примером можно назвать ротационные насосы и компрессоры.
- Газостатодинамическая объединяет в себе свойства обоих вариантов исполнения. Именно поэтому она считается универсальным предложением, но из-за сложностей, возникающих при производстве, не сильно распространена.
Газовые смазки редко встречаются в быту. Это связано с их высокой стоимостью и отсутствием возможности применения без специального оборудования.
Как смазать ступичный подшипник
Прежде всего, надо до него добраться. Для этого:
- установите машину на ровное место;
- под задние колеса поставьте противооткатные упоры;
- ослабьте болт ступицы;
- снимите колесо;
- выверните болты, удерживающие суппорт;
- на некоторых моделях авто придется снять стойку, шаровую опору, а иногда извлекать полуось.
На следующем этапе придется разобрать ступицу, для чего нужны металлические оправки. Вот теперь уже можно приступить к извлечению подшипника при помощи тех же приспособлений, но поменьше размером. Важный момент: необходимо запомнить, в каком положении находились две части подшипника (они несимметричны). Проверьте ступицу: возможно, там находятся выпавшие шарики. Затем бензином тщательно промойте полость и протрите ее чистой ветошью.
Смазка
Здесь нет ничего сложного: ступичный подшипник смазывается руками. Внутрь набивается 30-40 г материала: его нужно равномерно наносить и тщательно уплотнять. Обе составляющие части устанавливайте поочередно. При монтаже подшипника пользуйтесь аналогичной старой деталью: она будет играть роль идеальной оправки, которая не повредит защитной кожух, сделанный из пластика.