Ковочные сплавы ak6 и ак8

Советы по эксплуатации

Конструкция AL4 довольно проста, никаких дополнительных «наворотов» в ней нет, что несколько повышает эксплуатационные требования. К ней следует относиться бережно, иначе заявленные в техпаспорте 200 000 километров коробка не пройдет — неполадки начнутся уже с 50-60 тысяч (сказываются российские условия эксплуатации).

  • Несмотря на то что у коробки есть режим прогрева, который включается автоматически после старта двигателя, коробку следует прогревать каждый раз после долгой стоянки. Выжмите тормоз, переведите коробку передач из парковочного режима (P) в режим заднего хода (R), подождите пару минут, переведите коробку в режим движения (D) и подождите еще две минуты. После этого можете начинать движение.
  • Для того чтобы продлить срок службы DP0, сразу после начала движения не допускайте резких ускорений, использующих пониженные передачи для быстрого разгона.
  • Не допускайте пробуксовок. В холодное время года используйте зимний режим работы коробки. Если же это не помогло и вы застряли в снегу, не перегружайте коробку, попросите кого-нибудь подтолкнуть автомобиль. Даже если это случайные прохожие и им придется заплатить, помните — ремонт стоит гораздо больше

Конструкция AL4

Если коробка самостоятельно включает аварийный режим (включается III передача, на панели появляется надпись PRND), это говорит о том, что рабочее давление превышено. Это грозит перегревом коробки, более быстрым износом и выходом из строя фрикционов, поэтому обратитесь в автосервис.
Поддерживайте оптимальный температурный режим работы узлов автомобиля и следите за тем, чтобы радиаторы охлаждающей жидкости были чистыми.
Следите за уровнем масла в КП — для этого регулярно посещайте автосервис (дело в том, что щупа для проверки уровня масла в АКПП нет, поэтому контроль уровня масла возможен только в СТО)

Однако превышенный уровень масла легко заметить по масляным подтекам.
Через каждые 20 000 километров производится замена масла в коробке и ее компьютерная диагностика — не поддавайтесь заверениям производителей о том, что коробка необслуживаемая (Важно! В начале 2000 годов производителями заявлялось, что коробку следует обслуживать через 20 тысяч, после регламенты поменялись, но конструкция коробки осталась той же). В коробке всего 6,5 литров масла, но из-за особенностей конструкции поменять его целиком не получится, заменяется около 4 литров.

Основные марки твердых сплавов, их состав и физико-механические свойства

Расскажем в деталях о твердых сплавах вышеперечисленных групп.

Однокарбидная группа

Таблица с марками вольфрамо-кобальтовых твердых сплавов; их состав и основные физико-механические свойства.

Марка твердого сплава

Состав (%)

Физико-механические свойства

Карбид тантала

Кобальт

Карбид вольфрама

Предел прочности при изгибе (МПа)

Твердость по Роквеллу (HRA)

Плотность (10-3, кг/м3)

ВК3

3

97

1176

89,5

15–15,3

ВК3-М

3

97

1176

91

15–15,3

ВК4

4

96

1519

89,5

14,9–15,2

ВК6

6

94

1519

88,5

14,6–15

ВК6-М

6

94

1421

90

14,8–15,1

ВК6-ОМ

2

6

92

1274

90,5

14,7–15

ВК8

8

92

1666

87,5

14,4–14,8

ВК10

10

90

1764

87

14,2–14,6

ВК10-М

10

90

1617

88

14,3–14,6

ВК10-ОМ

2

10

88

1470

88,5

14,3–14,6

«М» в маркировках говорит о том, что сплав является мелкозернистым. Материалы с маркировкой «ОМ» обладают особой мелкозернистостью.

Это самая распространенная группа твердых сплавов. Из них изготавливают различные детали, изделия, конструкции и инструменты с высокими показателями жаростойкости. Отличный пример — борфрезы ВК8.

Двухкарбидная группа

Таблица с марками титано-вольфрамо-кобальтовых твердых сплавов; их состав и основные физико-механические свойства.

Марка твердого сплава

Состав (%)

Физико-механические свойства

Карбид титана

Кобальт

Карбид вольфрама

Предел прочности при изгибе (МПа)

Твердость по Роквеллу (HRA)

Плотность (10-3, кг/м3)

Т30К4

30

66

4

980

92

9,5–9,8

Т15К6

15

79

6

1176

90

11,1–11,6

Т14К8

14

78

8

1274

89,5

11,2–11,6

Т5К10

6

85

9

1421

88,5

12,4–13,1

Т5К12

5

83

12

1666

87

13,1–13,5

Титано-вольфрамо-кобальтовые твердые сплавы предназначены для изготовления инструментов, используемых для резания сталей, дающих сливную стружку. Наличие титана в составе снижает адгезию при обработке деталей и заготовок. Повышаются износостойкость и твердость, но понижается прочность.

Трехкарбидная группа

Таблица с марками титано-вольфрамо-танатало-кобальтовых твердых сплавов; их состав и основные физико-механические свойства.

Марка твердого сплава

Состав (%)

Физико-механические свойства

Карбид титана

Кобальт

Карбид вольфрама

Карбид тантала

Предел прочности при изгибе (МПа)

Твердость по Роквеллу (HRA)

Плотность (10-3, кг/м3)

ТТ7К12

4

12

81

3

1666

87

13–13,3

ТТ8К6

8

6

84

2

1323

90,5

12,8–13,3

ТТ10К8–Б

3

8

82

7

1617

89

13,5–13,8

ТЕ20К9

9,4

9,5

67

14,1

1470

91

12–13

Т8К7

7,5

7

85

0,5

1519

90,5

12,8–13,1

Добавление в состав карбида тантала приводит к еще большему увеличению износостойкости. Стоимость твердых сплавов этих марок находится на высоком уровне.

Безвольфрамовые твердые сплавы группа

Таблица с марками безвольфрамовых твердых сплавов; их состав и основные физико-механические свойства.

Марка твердого сплава

Состав (%)

Физико-механические свойства

Карбид титана

Карбонитрит Титана

Молибден

Никель

Предел прочности при изгибе (МПа)

Твердость по Роквеллу (HRA)

Плотность (10-3, кг/м3)

ТН20

79

6

15

1050

90

5,5–6

КНТ16

74

6,5

19,5

1200

89

5,5–6

Безвольфрамовые твердые сплавы отличаются меньшими прочностью и теплостойкостью по сравнению с материалами всех предыдущих групп.

Механические характеристики

σB, МПа d10 Твёрдость по Бринеллю, МПа
Отливки повышенной прочности. Режим Т5: Закалка в воду с 530-540 °С (выдержка 2-16 ч.) + неполное искусственное старение при 150 °С (выдержка 3-10 ч.) Время медлу закалкой и старением не должно превышать 3-х часов
≥235 ≥2.5
≥265 ≥3
≥266 ≥2
≥235 ≥2.5
≥177 ≥2
≥206 ≥2.5
Отливки повышенной прочности. Режим Т6: Закалка в воду с 530-540 °С (выдержка 2-16 ч.) + Полное искусственное старение при 175 °С (выдержка 3-10 ч.)
≥255 ≥2
≥294 ≥3
≥235 ≥1.5
≥255 ≥2
≥206 ≥1
≥221 ≥1.5
Отливки, в том числе из модифицированного сплава (м). Режим Т4: Закалка в воду с 530-540 °С (выдержка 2-12 ч.)
≥196 ≥5 ≥50
≥225 ≥5 ≥50
Отливки, в том числе из модифицированного сплава (м). Режим Т5: Закалка в воду с 530-540 °С (выдержка 2-12 ч.) + неполное искусственное старение при 145-155 °С (выдержка 3-10 ч.)
≥235 ≥4 ≥60
Отливки, в том числе из модифицированного сплава (м). Режим Т6: Закалка в воду с 530-540 °С (выдержка 2-12 ч.) + Полное искусственное старение при 170-180 °С (выдержка 3-10 ч.)
≥274 ≥2 ≥70
≥294 ≥3 ≥70
Отливки, в том числе из модифицированного сплава (м). Режим Т7: Закалка в воду с 530-540 °С (выдержка 2-12 ч.) + стабилизирующий отпуск при 215-235 °С (выдержка 3-5 ч.)
≥206 ≥2.5 ≥60
Отливки, в том числе из модифицированного сплава (м). Режим Т8: Закалка в воду с 530-540 °С (выдержка 2-12 ч.) + смягчающий отпуск при 240-260 °С (выдержка 3-5 ч.)
≥167 ≥3.5 ≥55
Отливки. Без термообработки
≥196 ≥1 ≥50
Отливки. Режим Т2: Отжиг при 240-260 °C (выдержка 2-4 ч.)
≥167 ≥2 ≥45

Режимы переключения, кулиса коробки AL4

Кулиса коробки передач расположена в центральной части салона. Предназначение, выбор нужного режима, посредством воздействия на специальное устройство контактора и золотник, переключающий режимы гидравлики. Кулиса оснащена шестью положениями, переключение проходит за счёт перемещения вдоль прорези ручья панели селектора.

Положения рычага выбора передач:

  • P — режим парковки, трансмиссия заблокирована, запуск силовой установки возможен;
  • R — режим заднего хода, при включении одновременно загораются огни заднего хода;
  • N — нейтральный режим, запуск силовой установки возможен;
  • D — режим автоматической адаптации «Drive», переключение передач переднего хода с первой по четвёртую и обратно;
  • 3 – Автоматический режим, ограничен тремя передачами (1-2-3 и обратно);
  • 2 – Автоматический режим, ограничен двумя передачами (1-2 и обратно);

Режимы «2» и «3» автоматически ограничены, поскольку управляются компьютером.

Коробка передач оборудована специальным механическим механизмом защиты, который предотвращает поломку деталей трансмиссии при неверном переходе из одного положения кулисы в другое. Переход из следующих положений в обязательном порядке происходит через положения:

  • Из «P» в «R»;
  • Из «R» в «P»;
  • Из «N» в «R»;
  • Из «D» в «N»;
  • Из «3» в «2».

С целью удовлетворить потребности водителя в езде с применением  дополнительных скоростных режимов, конструктивно предусмотрен программный селектор. Механизм оборудован тремя клавишами и расположен сбоку кулисы.

Кулиса переключения передач в паре с селектором программ:

Программы селектора:

Стандартная программа (ни одна из клавиш не нажата, кулиса в положении «D»):

Программа считается основной, при её использовании компьютер анализирует стиль вождения и приспосабливает его к дорожным условиям и нагрузке автомобиля. Основная цель, добиться меньшего расхода топлива и оптимально распределить усилие;

Программа «Спорт» (нажата клавиша «S», кулиса в положении «D»):

Использование программы предполагает автоматическое переключение передач, но при этом компьютер отдаёт предпочтение спортивному стилю и не обращает на количество расходуемого топлива;

Программа «Снег» (нажата клавиша «*», кулиса в положении «D»):

Используя программу, компьютер приспосабливается к условиям скользкой поверхности дороги. Движение начинается с использования второй или третьей передачи с нечастым переходом на пониженную передачу. Такой режим позволяет снизить износ механизмов коробки и увеличить срок её эксплуатации;

Режим принудительного ограничения первой передачи (нажата клавиша «1», кулиса в положении «2»):

Коробка передач будет работать только на первой передаче.

Особенности работы программы «Shift Lock»:

При перемещении кулисы в положение «P» без нажатия на педаль тормоза, селектор АКПП будет заблокирован. Когда автотранспортное средство неподвижно, а частота вращения коленчатого вала силовой установки превышает 2000 оборотов в минуту, при перемещении рычага в положение «D» включение передач не происходит.

Индикация на информационном табло:

При эксплуатации коробки, программная панель подсветкой информирует водителя:

  • Информация о положении рычага кулисы;
  • Информация об используемой программе;
  • Информация о переходе на резервный режим.

Индикация на панели приборов:

Область использования вольфрамсодержащих изделий

Применение сплава ВК8, как и другие схожие виды ТС, распространяется на разные отрасли производства, где требуется бурить скважины в абразивных горных породах, резать мрамор, заготавливать уголь, обрабатывать гранит. Также используются изделия из вольфрама в машиностроении для изготовления пар трения подшипников, штампов, пресс-форм.

На шарошках долот и на лапах устанавливаются специальные твердосплавные элементы (зубки) – одним из часто используемых сплавов и является ВК8

Уже сегодня этот вид металла нашел область применения – особо прочные покрытия, создаваемые технологией напыления. Наиболее известный сплав ВП3325 изготавливается на его основе, он улучшает свойства хрупких соединений такими качествами:

теплопроводностью, твердостью;

модулем упругости;

ударной прочностью;

устойчивостью к вибрации.

Пластины из сплава ВП3325

Между тем, такой вид обработки малопрочных материалов обретает все большую популярность и находит применение в медицине, оптике, ювелирной промышленности. Такой подход к приборостроению одновременно снижает себестоимость продукции, а также вольфрамовую потребность. Благодаря возможности использования вторсырья, некоторые даже зарубежные предприятия, обеспечиваются ресурсами без дополнительной их добычи из недр земли.

Неисправности коробки AL4

Несмотря на положительные отзывы и популярность трансмиссии, AL4 АКПП присущи уязвимые места. Наблюдаемые у механизма неполадки, как правило, происходят у большинства коробок данного типа.

Глухой стук и толчки при старте.Симптомы возникают в случае начала движения без предварительного прогрева коробки. Причина такого проявления кроются в различии показателей давления масла. Данные, применяемые компьютером для расчёта нужных режимов, не совпадают с реальными характеристиками. Причина, неисправность регулятора давления в клапанной плите. Кроме того, возможная причина, недостаточный уровень трансмиссионной жидкости, и нарушение моментов затяжки болтов, которыми крепится гидроблок.

Для устранения дефекта проверяют, не вытекает ли масло в АКПП AL4, анализируют состояние теплообменника, заменяют смазку, снимают гидравлический блок и меняют клапана. Если пробег коробки свыше 100000 км, понадобится полное обслуживание, включающее в себя демонтаж, разборку, промывку, клапанной плиты. В дальнейшем плиту надо будет настроить и отрегулировать. После завершения работы, перенастраивают и чистят бортовой компьютер автомобиля.

Регулятор давления №144431:

Передачи переключаются с задержкой.Поломка сопровождается заклиниванием рычага кулисы в положении «P». Иногда наоборот, кулиса переключается из положения без давления на педаль тормоза. Как правило, виновник нестандартного поведения, неисправность датчика тормоза.

Для устранения проблемы меняют концевой выключатель, проверяют и меняют повреждённый электрический жгут выключателя.

Концевой выключатель педали тормоза:

Стук и толчки при движении автомобиля, мигание сообщения об ошибке.Поведение проявляется на движущемся транспорте, сбоит как прогретая, так и холодная коробка передач. Часто наблюдается увеличение числа оборотов, хотя переключения передачи не происходит, муфта автомобиля как бы буксует.

Причина кроется в поломке клапана, управляющего блокировкой гидравлического трансформатора, а так же в гидроклапане, который отвечает за правильное давление в гидравлическом блоке.

Для устранения проблемы, АКПП проверяют на протечки трансмиссионной жидкости, проверяют теплообменник, демонтируют гидравлический блок с заменой клапанов. Кроме того, надо выполнить полную замену ATF жидкости в трансмиссии. Сильный износ и пробег коробки свыше 100000 км, говорит о целесообразности замены гидравлического блока новым. Проведение работ сопровождают последующей загрузкой новой программы в бортовой компьютер автомобиля.

Переключение кулисы сопровождается отсутствием индикатора выбранного режима на информационном табло автомобиля.Симптомы наблюдаются в основном при переводе кулисы из режима парковки в режим движения задним ходом, а так же при переключении кулисы из стандартного режима в нейтральный режим.

Причина AL4 АКПП неисправности кроется в поломке коммутатора коробки передач. Кроме того, такое поведение характерно при сбое настроек устройства или сбое сектора, отвечающего за  выбор передач коробки AL4. Так же возможная причина, трос селектора, который слабо закреплён в кронштейне и постоянно выскакивает из него.

Неисправность коммутатора возможна по причине попадания в него влаги, заводского брака, сильного износа. Устранение сводится к замене или настройке выше перечисленных деталей.

Описанные проблемы часто встречаются при эксплуатации коробки передач AL4/DP0. Неполадки характеризуются неявным характером проявления, могут наблюдаться в любой период пользования коробкой, не зависимо от пробега.

Коммутатор коробки передач:

Замена трансмиссионной жидкости в АКПП AL4

Коробка переменных передач Al4 надёжный и безотказный агрегат, при условии, что обслуживание механизма проходит своевременно. Трансмиссия требовательна к качеству жидкости и её уровню, поэтому замена масла в АКПП AL4 должна проводиться регулярно с соблюдением всех необходимых норм и правил.

Каждые 30000 км необходимо проводить проверку уровня трансмиссионной жидкости в коробке. Если наблюдаются небольшие подтёки в виде пятен на изделии, то проверка проводится ежедневно, дабы не упустить момент больших потерь масла. Масло АКПП AL4 контролируется при помощи металлической пробки, которая предусмотрена конструктивно. Особенность пробки в том, что она составная и одновременно служит как для контроля уровня жидкости, так и для слива масла из коробки.

Контроль уровня проводится следующим образом:

  • Установить автомобиль на подъёмник, предварительно прогрев трансмиссионную жидкость в  коробке до рабочей температуры;
  • Не глушить мотор, до тех пор, пока не включится вентилятор принудительного охлаждения;
  • Перевести селектор выбора передач поочерёдно во все режимы с последующим переводом в режим парковки «P»;
  • Выключить двигатель;
  • Выкрутить контрольную пробку, предварительно установив ёмкость для слива отработки;
  • Проконтролировать, появление небольших потёков трансмиссионной жидкости;

В любом случае в АКПП AL4 замена масла проводится с периодичностью один раз, каждые 40000-60000 км пробега, в зависимости от условий эксплуатации и нагрузки на коробку. Масло, применяемое для залива в трансмиссию, должно соответствует уровню Dexron-III, как правило, это ATF LT 71141 ESSO или Mobil. Для полной замены потребуется около семи литров жидкости, частичная замена требует четыре литра.

АТА LT 71141:

Для самостоятельной замены понадобится:

Масло ATF LT 71141 ESSO или Mobil 4 литра
Фильтрующий элемент №144010 1 штука
Прокладка поддона febi 1 штука
Уплотнительное кольцо заглушки 1 штука
Средство для промывки поддона 1 литр
Набор динамометрических ключей
Воронка для залива новой жидкости 1 штука
Тара для отработанной жидкости 1 штука
Ветошь

Набор KFS 959 фильтр, прокладка

Этапы замены трансмиссионной жидкости коробки AL4:

Сливаем отработанную жидкость:

  • Прогреваем трансмиссионное масло до рабочей температуры;
  • Выкручиваем контрольную пробку коробки передач, предварительно подставив приготовленную ёмкость;
  • После слива части жидкости из коробки передач, выкручиваем основную пробку и сливаем всю жидкость;
  • Демонтируем поддон коробки передач, промываем от примесей, используя моющую жидкость;
  • Меняем фильтрующий элемент, ставим поддон с  новой прокладкой на место;
  • Меняем уплотнительное кольцо заглушки, закручиваем пробку усилием 2,5 Нм.

Заправка новой трансмиссионной жидкости:

  • Откручиваем пробку коробки передач для залива жидкости;
  • Используя заливную воронку, заправляем необходимое количество масла;
  • Устанавливаем заглушку на место, усилие 3,2 Нм.

Контроль залива жидкости, прокачка:

  • Заводим силовую установку;
  • Прогреваем до температуры 60°С;
  • Переводим кулису переключения передач в возможные режимы, возвращаем в режим парковки «P»;
  • Контролируем уровень залитой жидкости, при необходимости доливаем, либо сливаем излишки.
  • Закрываем контрольную пробку коробки передач, усилие 2,5 Нм.

После проведения замены трансмиссионной жидкости, надо периодически контролировать уровень и возможную утечку жидкости из коробки передач. При обнаружении, надо срочно устранить проблему, иначе серьёзных поломок не избежать.

Выводы

Это одна из самых популярных коробок, ставящихся на французские автомобили. Ее конструкция проста, но требует довольно тщательного соблюдения эксплуатационных правил. Есть свои нюансы, к примеру, коробка склонна к перегреву. Однако, есть и очевидные плюсы — планетарный механизм коробки исключительно надежен, электроблок управления также работает прекрасно. Приобретать ли автомобиль с такой коробкой? Многие автолюбители считают ее недостаточно надежной для российских условий эксплуатации. Если вы тщательно следите за состоянием своего авто, любите спокойную езду и бережно относитесь к трансмиссии — AL4 не даст вам повода для беспокойства. Если же вы предпочитаете «рваный» ритм вождения, быстрый разгон с частым переключением, то лучше подобрать более подходящий вариант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector