Подъемный кран
Содержание:
Комплекс работ
Процесс частичного и полного технического освидетельствования крана предполагает выполнение некоторых обязательных операций. При ЧТО тщательной проверке подвергаются:
- электроаппаратура крана, изоляция кабеля;
- тормозная система;
- оборудование, отвечающее за безопасность;
- целостность металлических конструкций;
- крановые пути и их заземление;
- состояние канатов и балок;
- документация на кран и крановые пути;
- сварные, болтовые и клепаные соединения;
- состояние лестниц, кабины, ограждений и площадок;
- техническое состояние блоков и крюков.
У кранов со стрелой проверяется соответствие балласта значениям, которые указаны в паспорте агрегата. Проведение ПТО сопровождается проверкой тех же систем, что и при ЧТО. К ним добавляются статические и динамические испытания. При статических испытаниях поступают следующим образом:
- на грузоподъемную систему навешивают груз массой на 25% больше грузоподъемности устройства;
- поднимают его на 200 мм от уровня пола;
- оставляют висеть;
- через 10 минут опускают груз и осматривают стрелу или другую грузоподъемную часть на предмет возможной деформации.
Его поднимают и опускают не менее 3 раз. При этом проверяют работоспособность тормозной системы, канат и его намотку на барабан.
На металлургических заводах работают на транспортировке жидкого шлака и металла специальные краны с большими ковшами. Детали ковшей и крюков проверяются в лаборатории завода. При проверке следует поступать по инструкциям. Лаборатория выдает заключение, которое хранится с паспортом.
Виды грузоподъёмных машин
Все виды грузоподъемных машин и механизмов классифицируют по нескольким признакам:
- назначение (транспортировка, подъём, разгрузка/погрузка);
- степень подвижности (самоходные, статичные, передвижные);
- типу материалов (сыпучие, пеллетированные, штучные, жидкие);
- уровень автоматизации;
- характер движения (непрерывное, периодическое).
Кроме того, выпускаются агрегаты, отличающиеся по принципу работы: ручные и электрические устройства, агрегаты с пневмоприводом.
Домкраты
Одно из основных преимуществ применения домкрата в качестве грузоподъёмного приспособления – точность позиционирования поднимаемых конструкций независимо от их геометрии, габаритов и веса. Выпускаются механические, гидравлические, электрические, пневматические модели с широким диапазоном характеристик.
При их выборе за основу принимается грузоподъёмность (для винтовых домкратов её максимум составляет 1 т, для гидравлических – 100 т) и высота подъёма (ход штока). Также предлагаются специализированные модели. Чаще всего они используются на СТО для опрокидывания машин на один бок, подставки, применяемые во время ремонта для страховки других удерживающих приспособлений.
Лебедочные грузоподъемные механизмы
К грузоподъемным машинам относят лебёдочные механизмы. Они применяются в строительстве, сервисном обслуживании, на производстве для перемещения конструкций в горизонтальном или вертикальном направлении. Выпускаются модели, оснащённые приводом разного типа:
- червячные (они отличаются большим передаточным числом);
- цепные, отличающиеся высокой эффективностью;
- барабанные электроустройства с коммутационной аппаратурой с номинальным напряжением 220 или 380 В;
- рычажные, которые выделяются минимальными размерами и весом.
Основные критерии при выборе – тяговое усилие, канатоёмкость барабана, скорость движения троса, возможности регулировки рабочих параметров, вес изделия, грузоподъёмность.
Тали
Предлагается большой выбор модификаций талей с широким диапазоном характеристик. Это позволяет подобрать технику, учитывая особенности будущей эксплуатации. Отличительные особенности этого вида агрегатов – высокая надёжность, сравнительно высокие показатели скорости и высоты перемещения, грузоподъёмности. Тали часто применяют как вспомогательное устройство в комплексе с крановой техникой любого типа.
Для обеспечения высокой производительности, если важна скорость выполнения операций, речь идёт о конструкциях с большим весом выбирают электрические модели. При возможных перебоях в электроснабжении, на площадках с невысокой интенсивностью работы преобладают ручные тали. Также стоит учитывать при покупке необходимость перемещения механизма: есть стационарные и передвижные агрегаты.
Тельферы
Эффективной заменой крановой технике при погрузочно-разгрузочных работах становятся тельферы. Выпускаются следующие типы таких устройств: цепные и канатные. Грузоподъёмность агрегатов составляет до 25 т при высоте подъёма до 70 м. Управление может быть ручным или дистанционным (с помощью пульта ДУ).
Комплектация кареткой повышает функциональность модели за счёт возможности перемещения тельфера по территории цеха или строительной площадки. При необходимости обеспечения повышенной скорости движения каната или цепи технику оснащают частотным преобразователем.
Блоки и полиспасты
Блоки широко применяются в качестве самостоятельного или вспомогательного агрегата для подъёма конструкций. Они выпускаются в одно- и многороликовом исполнении. По назначению блоки делят на отводные и грузовые. Первые применяют для изменения направления движения троса, вторые – для перемещения по прямой.
Полиспасты – составная часть подъёмных агрегатов, которая представляет собой систему соединённых канатами блоков. Разделяют скоростные и силовые устройства (выбор зависит от поставленных задач). В рамках одной грузоподъёмной установки может использовать одновременно несколько полиспастов. Такое решение более эффективно и позволяет снизить нагрузку на каждый из них за счёт равномерного распределения усилий.
Периодичность
Работающий кран периодически подлежит обязательной технической проверке. Освидетельствование проходит в разные сроки. Это зависит от сроков работы устройства, времени его сборки, наличия или отсутствия ремонтных работ и замены узлов. Техническое освидетельствование проводит инженерно-технический персонал, работающий на данном предприятии. Все члены аттестационной комиссии должны иметь удостоверение о знании требований и правил безопасности при выполнении работ и опыт работы на кране.
При отсутствии специалистов на своем предприятии их приглашают из других организаций, например: из отделения Гостехнадзора или из ПроектКранМонтажа. В этом случае проверка производится в присутствии должностного лица, ответственного за техническое состояние кранового оборудования. По итогам проверки составляются бумаги:
- о результатах статических испытаний крана;
- о динамических испытаниях;
- акт о ЧТО;
- акт о ПТО;
- ведомость с указанием всех обнаруженных дефектах и неполадках;
- разрешение или запрет на эксплуатацию изделия.
Проверка может быть комплексная. Проводить ее нужно в 3 года 1 раз. При этой проверке контролю подвергаются крановые пути, если кран установлен на рельсах. Между проверками путей раз в год владелец крана проверяет и нивелирует пути, чтобы обеспечить безопасную работу грузоподъемного оборудования. При создании аварийной обстановки производство понесет экономические потери. При комплексной проверке контролю подвергаются:
- техническая документация;
- элементы кранового пути;
- стыки и другие соединения;
- упоры, ограждения, заземление, ограничители, предупредительные знаки;
- металлические конструкции и места их крепления.
После проверки оформляется акт, ведомость дефектов.
Экспертиза безопасности оборудования периодически проводится при техническом освидетельствовании грузоподъемных средств. Такая проверка предусмотрена специальным законом №116. Экспертиза производится:
- по истечении срока пользования краном;
- при отсутствии документов;
- после проведения реконструкции изделия;
- после аварийной ситуации;
- при смене владельца подъемного оборудования;
- после предписания Ростехнадзора.
По итогам проверки выдается:
- разрешение на эксплуатацию;
- разрешение на эксплуатацию с некоторыми ограничениями;
- предписание на проведение ремонтных работ;
- запрет на работу оборудования, в том числе и автокранов.
Частичному техническому освидетельствованию краны подвергаются раз в год, полному (ПТО) — раз в 3 года. Они могут осуществляться раньше. Причиной досрочных проверок являются:
- перенос крана на другое место;
- проведение реконструкции с заменой узлов и деталей;
- ремонт ферм;
- замена крюков;
- капитальный ремонт;
- замена канатов.
Грамотное и вовремя проведенное ЧТО или ПТО крана обеспечивает его безотказную работу и безопасное обслуживание. К семейству кранов относятся многие механизмы, имеющие грузозахватные приспособления. Ими могут быть магниты, грейферы, траверсы, спредеры, стропы и другие захваты, предназначенные для перемещения грузов.
Краны, работающие на литейном производстве, проверяются ежегодно. Используются методы неразрушающего контроля. Главная деталь — это штампованный или кованый крюк. Его нарезная часть не должна иметь трещин. Сроки более частых проверок устанавливаются владельцами оборудования.
Освидетельствованию подлежат не только грузоподъемные механизмы, но и грузозахватные орудия и тара. Периодичность обследования:
- тара, клещи, траверсы — ежемесячно;
- стропы — 1 раз в 10 дней;
- приспособления, используемые редко, проверяются при их выдаче.
Осмотр этих приспособлений проводится специалистом, назначенным руководством подразделения. Поврежденные вещи отбраковываются и в дальнейшей работе не участвуют. Если крановое оборудование работает в удаленных местах, осмотр его производится лицом, отвечающим за осуществление работ с привлечением крана. Проверка проводится на месте работы механизма. Результаты заносятся в специальный журнал.
Соблюдение сроков ПТО и ЧТО грузоподъемных кранов — залог безаварийной работы на производстве.
Какие грузоподъемные механизмы подлежат постановке на учет
Требуется ставить на учет | Не требуется ставить на учет |
---|---|
Тип подъемного сооружения и его характеристики | |
Прим.: обязательно свертись со списком ПС, которым не требуется постановка на учет. 1. грузоподъемные всех типов; 2. -манипуляторы; 3. строительные подъемники (за исключением грузовых); подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей; 4. грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления; 5. электрические тали (грузоподъемностью свыше 10 т.); 6. -экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом; |
1. краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи; 2. краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно; 3. краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота; 4. краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин; 5. мостовые -штабелеры; 6. краны-манипуляторы, установленные на фундаменте и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т. и с грузовым моментом до 4 , включительно; 7. домкраты; 8. грузовые строительные подъемники; 9. с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей; 10. экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером; 11. предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений, с навесным оборудованием (вибропогружателии, шпунтовыдергиватели, буровое оборудование), а также кабин (люлек) для транспортировки людей; 12. монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры); 13. электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС. |
Оборудование для подъемных сооружений | |
1. специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы и используемых для подъема и перемещения людей; | 1. сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) используемые совместно с для подъема и перемещения грузов; 2. съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с для подъема и перемещения грузов; 3. рельсовые пути для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам; 4. тара для транспортировки грузов. |
Область применения подъемного сооружения | |
1. краны применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике (ПС общепромышленного назначения и предназначенные, только для транспортировки обычных грузов нужно ставить на учет); 2. краны применяемые на объектах использования атомной энергии (ПС общепромышленного назначения, предназначенных для транспортировки обычных грузов вне радиоактивных зон нужно ставить на учет); 3. установленные в шахтах; 4.установленные на судах и иных плавучих средствах. 5. , используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений; |
Тали
В классификации грузоподъемных машин и механизмов, указанные приспособления занимают нишу для эксплуатации в тесных условиях при выполнении строительно-монтажных манипуляций, починке транспорта в полевых условиях, и аналогичных работах в мастерских и специализированных цехах.
Тали — это простые по конструкции и небольшие по размерам приспособления, которые подвешиваются к высоко стоящим опорам. Указанные элементы изготавливаются с ручным или электрическим приводом. В первом случае для работы механизма используется червячный редуктор, во втором — шестеренчатый механизм.
В классификации грузоподъемных машин (по режиму работы) ручная (механическая) таль относится к полиспастам, рабочим органом которого, являются шарнирные пластинчатые или калиброванные цепи сварного типа. Шестеренчатые аналоги способны поднимать груз массой до 10 тонн на высоту до трех метров.
Вам будет интересно:Самые нелепые причины появления пробок на дорогах
Электротельферы — разновидность талей с электроприводом. Они подвешиваются к тележкам и перемещаются по специальным балочным рельсам. Грузоподъемность таких приспособлений составляет до 10 тонн при возможности подъема на 36 метров.
5 Варианты крепежа веревки к грузоподъемному механизму
Сейчас немножко о креплении грузоподъемного механизма к грузовой веревке. Нечасто, когда у нас рядом пребывает веревка необходимой длины, чтобы зафиксировать подвижную часть блока. Вот пару видов крепления механизма. Первый метод – при помощи схватывающих узлов, которые вяжутся из репшнуров диаметром 7-8 мм, в 3-5 оборотов. Этот вариант, на практике, считается самым лучшим, так как схватывающий узел из 8 мм шнура на веревке диаметром 11 мм начинает сползать только при нагрузке 10-13 кН. При этом сначала он не деформирует веревку, а через некоторое время, оплавляет оплетку и прикипает к ней, начиная играть роль предохранителя.
Иной вариант состоит в применении зажима общего направления. Время показало, что его можно применить на обледенелых и мокрых канатах. Он начинает ползти только при нагрузке в 6-7 кН и несильно повреждает веревку. Очередной метод состоит в применении личного зажима, но он считается не предлагаемым, так как он начинает ползти при усилии уже в 4 кН и при этом рвет оплетку, либо даже может покушать веревку. Все это промышленные образцы и их использование, мы же попробуем сделать рукодельный полиспаст.
https://youtube.com/watch?v=cW0dnaxdkEQ