Опек: есть ли будущее у нефтяного картеля

Перспективы развития ОПЕК в 21 в.

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти — Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт — картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на «черное золото». Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель — получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти — предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на «черное золото».

Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он «прописался» в швейцарской Женеве, однако в 1965 году «переехал» в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире — Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.

Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на «черное золото». В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран — две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки — Эквадор.

К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке «черного золота». Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли — примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой «корзине ОПЕК».

В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости «черного золота» стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия — экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка «черного золота». При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.

В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на «черное золото» упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке «черного золота».

Последние изменения

06.04.2019

Адрес организации исключен из реестра ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

24.01.2017

Гущин Андрей Викторович: добавлены сведения об ИНН руководителя 257583389764

Добавлены сведения об ИНН учредителя Гущин Андрей Викторович: 257583389764

04.12.2016

Адрес организации включен в реестр ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

19.11.2016

Адрес организации исключен из реестра ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

23.10.2016

Адрес организации включен в реестр ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

10.05.2014

Структура организации

Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.

Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы.

ОПЕК+

Неофициальный формат ОПЕК+ был сформирован в ноябре 2016 года, из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке.

На апрель 2020 года в «картель» ОПЕК+ входят 10 стран — Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан (ключевым производителем и неформальным лидером картеля является Россия, с 14% мировой нефтедобычи).

Страны, входящие в ОПЕК+

Азербайджан

Бахрейн

Бруней

Казахстан

Малайзия

Мексика

Оман

Россия

Судан

Южный Судан

Как отметил российский экономист Михаил Хазин: ОПЕК+ — это «модель американского построения рынка, которая предполагала, что страны ОПЕК фактически финансируют американскую сланцевую промышленность и отдают ей всю долю мирового рынка. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что цены были для сланцевиков комфортными (больше 60 долларов за баррель), а страны ОПЕК сами сокращали свою добычу. При этом у Саудовской Аравии были преимущества, поскольку она могла давать дополнительную премию к цене на нефть и свои рынки не сокращать»

ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке (Табл. 3).

Эволюция механизма ценообразования нефти
Таблица 3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.
Характеристики рынка Этапы развития мирового нефтяного рынка
До 1971 1971–1986 После 1986
Принцип ценообразования Картельный Конкурентный
Кто устанавливает цену Картель нефтепе-рерабатывающих корпораций “Семь сестер” 13 стран ОПЕК Биржа
Динамика спроса на нефть Устойчивый рост Чередование роста и снижения Замедленный рост

Переговоры в 2020 году

В январе 2020 года нефтяные котировки начали падать: рынок отреагировал на новости о появившейся в Китае новой коронавирусной инфекции. В начале февраля 2020 года Саудовская Аравия предложила провести внеочередную встречу ОПЕК+ для пересмотра параметров соглашения. Однако решено было обсудить этот вопрос на плановом совещании 5-6 марта. 4 марта на заседании министерского мониторингового комитета ОПЕК+, предваряющего основную министерскую встречу, Саудовская Аравия и ряд других стран предложили усилить сокращение добычи во втором квартале 2020 года еще на 1,5 млн баррелей в сутки. Однако 6 марта в ходе министерской встречи Саудовская Аравия не смогла договориться с Россией о продлении старых договоренностей или сокращении добычи.

Таким образом, с 1 апреля сделка ОПЕК+ перестала действовать. Саудовская Аравия объявила, что начнет наращивать добычу до максимальной — 12 млн баррелей в день вместо 9,8 млн баррелей в рамках сделки. Впоследствии, объясняя решение Саудовской Аравии отказаться от сделки, президент РФ Владимир Путин заявил, что таким образом королевство пыталось избавиться от конкурентов, которые производят сланцевую нефть, прежде всего — США.

9 марта нефтяные котировки упали на 30% — Brent опустилась до $31 за баррель. Однако на этом падение не остановилось — из-за резкого роста числа инфицированных коронавирусом за пределами Китая стала очевидной перспектива мировой рецессии, спрос на нефть резко упал. К концу месяца глобальное предложение нефти превысило спрос на 20 млн баррелей в сутки. К 30 марта котировки Brent впервые за 20 лет упали ниже $22 за баррель.

1 апреля президент США Дональд Трамп объявил на своей странице в Twitter, что в телефонных переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным и саудовским кронпринцем Мухаммедом бен Сальманом касался вопроса снижения добычи.

2 апреля Саудовская Аравия призвала к срочной встрече ОПЕК+ в формате видеоконференции. 3 апреля, в ходе совещания с президентом РФ Владимиром Путиным министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что для стабилизации ситуации необходимо сократить добычу «до примерно 10 млн баррелей в сутки». Министр также отметил, что для восстановления стабильности в отрасли необходимо, чтобы в совместных усилиях по сокращению добычи нефти участвовали все крупные производители, включая Россию, Саудовскую Аравию, США «и другие страны, входящие и не входящие в ОПЕК».

В результате переговоров на уровне ОПЕК+ и G20, продолжавшихся 9-12 апреля, было заключено соглашение по снижению добычи. Страны ОПЕК+ на экстренном заседании согласовали сокращение добычи всеми 23 странами на 9,7 млн баррелей в сутки в мае — июне, на 7,7 млн баррелей — в июле — декабре, и на 5,8 млн баррелей — до апреля 2021 года. При этом в сделке приняли участие и другие нефтедобывающие страны, включая США, Норвегию, Аргентину и Канаду. Общая сумма снижения добычи была оценена в 15-20 млн баррелей в сутки. Россия и Саудовская Аравия согласились сократить добычу с 11 на 2 млн 530 тыс. баррелей в сутки — до 8,470 млн баррелей каждая. В США было анонсировано снижение добычи на 2-3 млн баррелей в сутки (с уровня 13 млн баррелей в сутки).

Подписание сделки не привело к немедленному росту цен. Кроме того, из-за переполненности нефтехранилищ в США, 20 апреля котировки майских фьючерсов на американскую марку нефти WTI впервые в истории стали отрицательными. При этом к концу месяца июньские фьючерсы остались на уровне выше $20 за баррель.

Сделка вступила в силу 1 мая. Вскоре после этого ситуация на нефтяных рынках начала стабилизироваться, к началу июня котировки нефти Brent достигли уровня $39 за баррель. 

Последствия деятельности ОПЕК.

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых нефтью (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны – Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт – можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Страны, обладающие самыми крупными запасами нефти
Таблица 4. СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ В НАЧАЛЕ 2000-Х САМЫМИ КРУПНЫМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ
Страны Доля в мировых запасах нефти, % Доля в мировой добыче нефти странами-экспортерами, % ВВП на душу населения, тыс. долл.
Саудовская Аравия 27 16 13,3
Россия (не входит в ОПЕК) 13 15 7,1
Ирак 10 5 0,8
Объединенные Арабские Эмираты 10 4 20,5
Кувейт 10 4 18,7
Иран 9 7 6,0
Венесуэла 7 6 5,7
Ливия 3 3 7,6
Нигерия 2 4 0,9
США (не входит в ОПЕК) 2 34,3

Контраст между природными богатствами и отсутствием заметных успехов в развитии объясняется тем, что обильные запасы нефти (как и других «даровых» природных ресурсов) создают сильный искус заниматься борьбой не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией ресурсов. Когда в стране нет легкодоступных природных богатств, то доходы приходится добывать производительной деятельностью, блага от которой достаются большинству граждан. Если же страна щедро одарена природными ресурсами, то ее элита склонна больше заниматься рентоискательством, чем производством. Природные богатства могут, таким образом, превратиться в социальное бедствие – элита богатеет, а рядовые граждане прозябают в нищете.

Среди стран ОПЕК есть, конечно, примеры, когда природные богатства эксплуатируются относительно эффективно. Яркие примеры – это Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах текущие доходы от нефти не только «проедаются», но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Природные богатства сами по себе создают лишь потенциальную предрасположенность к рентоискательской деградации. У стран ОПЕК всегда остается возможность выбирать между легким путем паразитирования на природных ресурсах, ведущим к упадку в будущем, и трудным путем комплексного развития производства и модернизации социально-экономических отношений, обещающим в перспективе рост общего благосостояния.

Юрий Латов, Дмитрий Преображенский

Примечания

  1. (PDF). Organization of the Petroleum Exporting Countries (2008). — «English shall be the official language of the Organization.». Дата обращения 21 мая 2013.
  2.  (англ.). Organization of the Petroleum Exporting Countries. Дата обращения 24 марта 2020.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Геологическая энциклопедия. Дата обращения 23 мая 2013.
  4. Ariel Cohen.  (англ.). Forbes. Дата обращения 12 апреля 2020.
  5.  (англ.). The Moscow Times. Дата обращения 12 апреля 2020.
  6. . Дата обращения 23 мая 2013.

  7. . www.opec.org. Дата обращения 24 марта 2020.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 января 2008.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 января 2008.
  10.  (англ.) 57. opec.org. Дата обращения 12 мая 2016.
  11. Среднесуточная добыча в марте 2016 г.
  12. . Дата обращения 23 мая 2013. (недоступная ссылка)
  13. . РБК (6 марта 2020). Дата обращения 10 мая 2020.
  14. . ТАСС (12 апреля 2020). Дата обращения 10 мая 2020.
  15. по состоянию на 2015 год. см. Список стран по добыче нефти

Деятельность ОПЕК – для чего нужны квоты и что значит корзина OPEC

Суть деятельности ОПЕК в регулировании рынка нефти в масштабах мира.

Механизм выглядит достаточно просто:

  • Для государств-участников организации устанавливается суммарный лимит (квоты) на добычу энергоносителя. Данный показатель регулярно корректируется. Поводом для изменений является текущая стоимость нефти на рынке.
  • Общий лимит распределяется между членами организации.
  • Установленные квоты строго контролируются представителями ОРЕС.

Квота – величина ежедневного объема добываемой нефти. Для каждого государства устанавливается своя цифра, которая периодически меняется. Уменьшение квот свидетельствует о повышении цен, что обуславливается возросшим дефицитом. Квоты, оставшиеся на прежнем уровне или увеличенные, меняют тенденцию расценок в сторону их снижения.

Как же определяется цена «черного золота» для членов ОПЕК? Есть ценовые ориентиры. Один из них имеет название «корзина», то есть стоимость некоторых марок нефти, добываемых в различных странах-участницах ОРЕС, суммируются, сумма делиться на количество слагаемых. В результате получается средний арифметический показатель. В данном случае это и есть корзина.

Для справки. Название нефти зачастую отражает страну, в которой она добывалась, и сорт продукта. Он может быть «легкого» либо «тяжелого» типа. Вот наглядный пример: Iran Heavy является тяжелым сортом иранской нефти.

Если вспоминать максимальное значение корзины, то необходимо вернуться в кризисный 2008-ой год. В то время показатель возрос до 140,73$.

Последние изменения

18.03.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 2022303839217010355,
контрагент:
ООО «Компания Веста»

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 3895915982217010355,
контрагент:
ООО «Атой»

05.03.2020

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 4170942628217010355,
контрагент:
ИП Выдрич Е. А.

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 2409412658217010355,
контрагент:
ООО «Компания Веста»

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 3789234002170103550,
контрагент:
ИСАЕВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ —

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 1637013790217010355,
контрагент:
ИП Куцевалова Е. Ю.

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 4046308495217010355,
контрагент:
ООО «Компания Веста»

Новая госзакупка в роли заказчика, контракт № 2250961945217010355,
контрагент:
ООО «Компания Веста»

Эффективен ли формат ОПЕК плюс?

Несмотря на неоднократное продление нефтяной сделки, она практически не работала. Россия и СА периодически обменивались взаимными обвинениями в её нарушении. К примеру, в октябре 2018 г. Россия достигла рекордной суточной добычи нефти в 11,4 млн барр. Утверждалось, что это разовое событие, а не средний объём. На словах официальные лица обеих стран соревновались в перевыполнении плана по сокращению добычи. Конкретных подтверждений при этом они не предоставляли, в то время как мировая добыча продолжала быстро расти.

Войны никто не хотел, но она была неизбежна

В первом квартале 2020 г. мировая экономика испытала резкое падение, связанное с карантинными мерами против вируса Covid-2019. Избыточное предложение нефти стало угрожать катастрофическим переполнением нефтехранилищ. Эта ситуация совпала по времени с окончанием очередного срока договора ОПЕК +. Технический комитет ОПЕК подготовил проект нового соглашения. В дополнение к уже действующим условиям предполагалось сокращение добычи на 1,5 млн барр. в сутки, начиная с 1 апреля и до конца 2020 г. Россия должна была сократить свою квоту на 300 тыс. барр. в сутки.

Официальная позиция РФ заключалась в следующем: одобрить продление договора на действующих уровнях, но без дополнительных сокращений. На встрече 6 марта Россия отказалась от принятия новых условий. Для большинства участников это явилось неожиданностью. Основным аргументом А. Новак назвал отказ США от участия в соглашении, что полностью лишало его смысла. Среди экспертов ходила и другая версия: Россия решила надавить на СА, бюджет которой рассчитан исходя из $75/барр., и потому крайне чувствительную к ценовой войне.

Как вскоре выяснилось, Россия не просчитала возможные последствия своего демарша. Ликвидные валютные резервы СА, равные почти $500 млрд, в 12 раз превышают российские из расчёта на душу населения.

Скупой платит дважды

Практически сразу после срыва соглашения СА объявила об увеличении добычи нефти, намереваясь поднять её до 12 млн барр. в сутки. Дополнительно для европейских потребителей были предложены: 10-долларовая скидка относительно и без того резко подешевевшей Brent, а также трехмесячная отсрочка оплаты поставок. На фоне тяжёлого состояния европейской экономики во время противовирусного карантина это были очень серьёзные бонусы.

Ничего подобного Россия предложить не могла, тщетно пытаясь заключить хотя бы один контракт с европейскими покупателями. На какое-то время реальные цены для физических поставок просели ниже 10$ по большинству сортов. Первыми сдали нервы у США. Под давлением нефтяного лобби Д. Трамп пригрозил санкциями против СА и России, если те не придут к согласию.

Это примерно тот уровень добычи, который имели обе страны на октябрь 2019, т. е. до предыдущего уменьшения. Очередное сокращение, на сей раз на 23%, следовало считать от этого уровня. Целевой объем добычи – 8,47 млн барр. в сутки, означал в абсолютных цифрах фактическое снижение для СА на 1,68 млн барр. в сутки, а для России – 2,73 млн барр. Для Ирана, Ливии и Венесуэлы никаких ограничений не было введено: эти страны де-факто уже и так не оказывают влияния на рынок нефти.

В отличие от СА с её фонтанирующими месторождениями, где достаточно просто повернуть вентиль, у России всё получилось намного хуже. Отказавшись от вполне комфортных первоначальных условий (–300 тыс. барр. в сутки), она стояла перед выбором: сократить добычу в 9 (!) раз больше, или получить персональные санкции. Новый уровень сокращения оказался весьма болезненным. Он возможен только при консервации отдельных месторождений, которые, с учётом холодного северного климата, могут быть потеряны для эксплуатации навсегда. США же в считаные дни способны как приостанавливать, так и возобновлять эксплуатацию сланцевых месторождений. К тому же они не участвовали в соглашении и не связаны никакими рамками.

По сути, отсутствие гибкости в позиции России привело к печальным последствиям. Но даже в такой сложной ситуации, когда в новом соглашении были заинтересованы все, в какой-то момент его судьба висела на волоске. Мексика соглашалась взять на себя сокращение только на 100 тыс. барр. в сутки вместо 460 тыс. барр., которые от неё требовали. Ситуацию спасло лишь согласие США взять на себя выпадающий объём. Но при этом согласие не закреплено в итоговом документе. Значит, не за горами новые конфликты и интриги.

Краткая справка

ГБУ РТ «Центр Соцпомощи Г. Кызыла» зарегистрирована 7 июля 2003 г. регистратором МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА. Руководитель организации: директор Сарыглар Орланмаа Белек-Ооловна. Юридический адрес ГБУ РТ «Центр Соцпомощи Г. Кызыла» — 667011, республика Тыва, город Кызыл, Бай-Хаакская улица, дом 6.

Основным видом деятельности является «Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая». Организации ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ГОРОДА КЫЗЫЛА» присвоены ИНН 1526939068, ОГРН 3181933751031, ОКПО 12923612.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector