Гост 10494-80 шпильки для фланцевых соединений с линзовым уплотнением на ру свыше 10 до 100 мпа (свыше 100 до 1000 кгс/кв.см). технические условия (с изменениями n 1, 2)

Вентиляция

Увод воздуха или выхлопных газов в гребном винте

Эффект вентиляции — это когда гребной винт касается воздуха или выхлопных газов. Вентиляция, как правило, вызывает увеличение оборотов, но с потерей скорости, так как лопасти находятся в «воздушном кармане». Обычно, такой эффект возникает при крутых поворотах, когда мотор навешен слишком высоко на транец или при определенных состояниях воды (вода после шторма). На некоторых винтах, предусмотрена «система контроля вентиляции» (отверстие в пропеллере со стороны редуктора), которая помогает набрать обороты двигателю при резком старте. Отверстие помогает увести воздух/выхлопные газы через дыру. Чаще всего такие винты используются в двухтактных двигателях. В четырехтактных, обычно, не используются. Вентиляцию часто путают с кавитацией.

История появления

Винтовой механизм был известен ещё в Древней Греции (как Архимедов винт). Позднее винт был описан греческим математиком Архитом Тарентским. В I веке до н. э. деревянные винтовые передачи уже широко применялись в странах Средиземноморья в составе масляных и винных прессов. В Европе XV века металлические винты в качестве крепёжных изделий были очень редки, если вообще были известны. Ручные отвёртки (в оригинале — фр. tournevis) появились не позднее 1580 года, хотя широкое распространение они получили только с началом XIX века. Первоначально винты были одной из многочисленных разновидностей крепежа в строительстве, и применялись в плотницком и кузнецком ремёслах.

Широкое распространение металлических винтов началось после появления в 1760—1770 годах машин для их массового поточного изготовления. Развитие этих машин поначалу шло двумя путями: промышленное изготовление винтов по дереву на одноцелевой машине, и мелкосерийная штамповка нужных винтов мастерами на полуручной машинке со сменной оснасткой.

Определение параметров крепежных изделий

Для болтов с метрической резьбой применяется условное обозначение MdxPxL, которое можно расшифровать как следующее:

  • M – обозначает, что у болта метрическая резьба.
  • D — номинальный диаметр резьбы.
  • P – указатель шага резьбы. Болты могут изготавливаться с мелким и крупным шагом. Для болтов с крупным шагом этот показатель не указываются в обозначении резьбы.
  • L – длина резьбы.

Размеры болтов указываются в миллиметрах.

Чтобы узнать все размеры и конструктивные особенности болтов, вначале необходимо визуально определить форму болта. При этом брать сведения можно по отечественному ГОСТ или применить европейский стандарт ISO. Нельзя исключать и немецкий стандарт DIN. После определения ГОСТ, который подходит для выбранного болта, необходимо провести измерения, чтобы сравнить их с табличными.

Вначале определим диаметр резьбы. Для точных измерений используют штангенциркуль или микрометр, можно применить и линейку, но тогда полученный результат будет приблизительным. Контроль произведенных измерений проводим с помощью калибров вида «ПР-НЕ» (проход-не проход). Один калибр с обозначением ПР накручивается на резьбу без всяких усилий. Другой с обозначением НЕ нельзя совсем накрутить на болт.

Дальше меряют резьбовую часть болта штангенциркулем или линейкой. Шаг резьбы является важным параметром, и его размер определяется с помощью шагомера. Если у вас нет под рукой шагомера, то при помощи штангенциркуля измеряют размер между двумя витками резьбы.

Правда такой способ подойдет только для измерения метиза с крупным шагом и с большим номинальным диаметром. Более точный результат можно получить если измерить расстояние между несколькими витками и полученный размер разделить на число витков.

Определенный таким способом размер шага резьбы надо проверить по справочной таблице. Если данные, полученные при измерении, совпадают с табличными, то значит вы точно определили параметры болта. В случае если значение измеренного размера шага отличается табличных значений, то возможно у вас метиз с дюймовой резьбой и необходимо провести более точный обмер шага.

Форма головки у метизов может быть 2 типов: в первом типе головка выступает за длину стержня, во втором случае это болты у которых головка потайная. Замер длины болтов в первом случае производится без учета высоты головки. Типы и размеры изделий с метрической резьбой регламентируются следующими нормативными документами:

  • для болтов с шестигранной головкой нормальных размеров применяются ГОСТы 7805, 7798, 15589, 10602;
  • метизы с уменьшенным размером шестигранника головки регламентируются по ГОСТ 7808, 7796, 15591;
  • для болтов, изготовленных из высокопрочного материала есть ГОСТ 22353;
  • ГОСТ Р52644 определяет размеры изделий с шестигранной головкой и увеличенным размером под ключ;
  • крепеж, у которого дополнительно имеется направляющий подголовок и шестигранная головка регламентируются по ГОСТ 7811, 7795, 15590;
  • уменьшенная головка под ключ с 6 гранями и используемая при монтаже в отверстия выполненные разверткой по ГОСТ 7817;
  • для болтов с увеличенной головкой применяется ГОСТ 1801;
  • для рым-болтов, которые используются при проведении погрузочно-разгрузочных работах, применяется ГОСТ 4751;
  • метизы с головкой полукруглой формы, оснащенные квадратным подголовком для фиксации по ГОСТ 7802.

Длина болта с потайной головкой указывается вместе с высотой головки. Размеры, и конструктивные особенности болтов с потайной головкой, определены в соответствующих нормативных документах:

  • для шинных болтов с номинальным диаметром резьбы М10 применяется ГОСТ 7787;
  • крепежные изделия снабженные усом для фиксации болта в отверстие для предотвращения от проворачивания, регламентируются ГОСТ 7785;
  • размеры метизов оснащенные квадратным подголовком, фиксирующим изделие в отверстие указаны в ГОСТ 7786.

Чтобы узнать нормативный документ по которому изготовлен болт, необходимо провести замеры высоты головки, и определить размер под ключ. У болта с круглой головкой измеряется ее диаметр и проводится визуальный осмотр.

винт I[править]

В Викиданных есть лексема винт (L104882).

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. винт винты́
Р. винта́ винто́в
Д. винту́ винта́м
В. винт винты́
Тв. винто́м винта́ми
Пр. винте́ винта́х

винт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -винт-.

Семантические свойстваправить

Винт

Винт

Винт

Значениеправить

  1. деталь разъёмного резьбового соединения, цилиндрический стержень с нанесённой резьбой и головкой, приспособленной для завинчивания отвёрткой или гаечным ключом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. вращающаяся деталь для управления потоками газов или жидкостей, в частности для приведения в движение воздушных и водных транспортных средств ◆ Затем самый гребной винт при своём вращении сообщает не только движение кораблю вперёд, но и отбрасывает воду назад и в стороны. Крылов А. Н., «Физика в морском деле», 1914 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
  3. разг. то же, что резьба ◆ В конторах народ оживлённо обменивался рецептами изготовления спиртного в домашних условиях и сведениями, где дают водку без талонов, но в обмен только на бутылки с винтом, а где по талонам, но зато даже тару не требуют. Анна Берсенева, «Возраст третьей любви», 2005 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. )
  4. разг., в твор. п. быстрое вращательное движение ◆ Есть люди, способные содержимое бутылки раскрутить винтом и влить все пол-литра одним плавным движением в организм. ◆ По прошествии нескольких секунд далеко внизу, в земной черноте, вспыхнуло новое озеро электрического света и подвалилось под ноги летящей, но тут же завертелось винтом и провалилось в землю. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита» ◆ Вслед за собственным // Серым хвостом // Серый Волк // Завертелся винтом! Борис Заходер
  5. разг. закручивающаяся пробка для бутылки ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. комп. жарг. винчестер ◆ Принеси завтра диск с этой игрой, я скину её на винт и сразу же верну обратно.

Гипонимыправить

Родственные словаправить

Ближайшее родство
  • уменьш.-ласк. формы: винтик
  • пр. существительные: винтовка, взвинчивание, завинчивание, отвинчивание, привинчивание; винтовёрт
  • прилагательные: винтовой, винтообразный
  • глаголы: винтить, ввинтить, взвинчивать, завинчивать, отвинчивать, привинчивать, развинчивать
  • наречия: винтом

Переводправить

крепёжная деталь
  • en: screw
  • bg: винт
  • es: tornillo м.
  • de: Schraube
  • nl: schroef
  • pl: śruba, wkręt
  • tr: vida
  • sv: skruv (sv) общ.
  • иeo: bolto
пропеллер
  • en: screw, propeller
  • de: Schraube
  • pl: śmigło
  • sv:  (sv) общ.
резьба
  • en: thread
  • sv: gänga (sv) общ.

Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.

Маркировка класса прочности метрических шпилек

Торцы метрических шпилек также маркируются в соответствии с классом их прочности. Крупные шпильки маркируются цифровым кодом, тогда как на более мелкие наносится маркировка в виде геометрической фигуры.

  • Знак РОМБ — Класс прочности 10.9
  • Знак ПЛЮС — Класс прочности 9.8
  • Знак КРУГ — Класс прочности 8.8
  • Знак ТРЕУГОЛЬНИК – — Класс прочности 12.9

Следует заметить, что значительная часть крепежа, в особенности класса прочности от 0 до 2, вообще не маркируется. В этом случае единственным способом отличия стандартного крепежа от метрического является измерение шага резьбы, или сравнивание резьбы с однозначно идентифицированной.

Дюймовый крепеж часто называют также, в противоположность метрическому, крепежом стандарта SAE, однако, следует помнить, что под классификацию SAE попадает лишь мелкий крепеж. Крупный крепеж с неметрической резьбой является крепежом американского стандарта (USS).

Так как крепеж одного и того же геометрического размера (как дюймовый, так и метрический) может иметь различные классы прочности, при замене на автомобиле болтов, гаек и шпилек следует уделять внимание соответствию класса прочности устанавливаемого нового крепежа классу прочности старого

Размер имеет значение

Количество лопастей

Определившись с материалом, необходимо решить, какое количество лопастей станет для вас наиболее оптимальным. Это напрямую влияет на эффективность и плавность хода. Чем больше лопастей, тем меньше скорость, меньше вибрация и больше тяга.

Двухлопастные винты используются очень редко. Их область применения — это, как правило, болотоходы и электромоторы. Самые распространенные и оптимальные по своим свойствам — трехлопастные винты.

По мере увеличения площади упора увеличивается и площадь действия толкающих сил, и трение. Если нужна скорость налегке — выбирайте три лопасти. Это обеспечит вам высокий КПД, максимальную скорость и шанс, что, воткнувшись в песок, винт ляжет на две продольные лопасти, а третья будет торчать сверху, без повреждений.

Четырехлопастной винт считается грузовым, от него не стоит ждать максимальной скорости. Но зато более быстрый старт и уменьшение скорости выхода на глиссер вам обеспечены — и это хороший бонус для увлекающихся водными видами спорта. Очень важный момент, который часто становится решающим — большая площадь лопастей сэкономит расход топлива на крейсерском ходу. Благодаря четному числу расположенных друг напротив друга лопастей вибронагрузка снижается и ход лодки становится более плавным. Все эти плюсы актуальны, пока вы используете двигательную установку на 70–80% от полной мощности. Стоит достичь максимальной скорости — и четырехлопастной винт теряет все свои преимущества

Поэтому важно понимать, какую из ваших целей можно назвать первоочередной. Если вы — тягач, если вам не важна скорость и экономия топлива для вас — решающий фактор, то четыре лопасти в помощь

В остальных случаях лучше взять скоростной трехлопастной винт.

Диаметр винта

Также переменным значением является диаметр винта, измеряемый по внешнему краю лопастей. Чем больше диаметр — и, соответственно, площадь — тем выше тяговые свойства мотора, тем — как следствие — ниже скорость.

Самые часто встречающиеся: «круглое ухо» и эллипс, обеспечивающие оптимальное соотношение тяги и скорости. Для скоростных судов обычно ставят лопасти, сужающиеся к кончикам — такое строение уменьшает трение и увеличивает скорость перемещения легких судов. Для движения в заросших водоемах идеально подойдут косые винты, лопасти которых закручены по направлению движения и не имеют привычки накручивать водоросли.

Основные отличия

Итак, рассмотрев основные характеристики и определения болтов и винтов, мы может приступить к выявлению отличительных черт у этих изделий.

  • Прежде всего, они отличаются между собой способом крепления. Винт, хоть и допускает использование гаек, все же предназначен для крепления в резьбовых отверстиях, как и болт – для соединения с определенными деталями.
  • Чаще всего при размещении болт остается неподвижным, а прокручиванию подвергается лишь деталь, взаимодействующая с ним. Винт, в свою очередь, полностью прокручивается при размещении, до конца резьбового соединения и полной, надежной фиксации.
  • Как уже ранее было упомянуто, при работе с этими деталями используются разные инструменты и какого-либо универсального ключа или отвертки, к сожалению, не существует.
  • Разница между этими крепежами кроется также в том, что абсолютно все виды болтов оснащены головкой, а некоторые винты скрытого типа ее не имеют.
  • Также эти элементы различаются между собой тем, что их головки при фиксации располагаются по-разному. Головка болта всегда остается на поверхности соединения, в то время как винтовая верхняя часть становится единым целым с поверхностью, поскольку вкручивается вглубь детали.
  • Резьбовая разметка у этих элементов также может несколько разниться. Например, винтовая ножка имеет резьбу, нанесенную по всей поверхности, в то время как у болта она расположена лишь на определенной части. По этому фактору их очень просто отличить друг от друга.
  • Помимо этого, различия кроются и в прочности соединения с использованием этих крепежных элементов. Винтовые соединения при проводимых расчетах учитывают лишь показания нагрузки на растяжение вдоль оси, которое приводит к разрыву.

Виды шайб

Часто шайба стопорная din применяется в качестве крепежного элемента, который исключает вероятность вывинчивания при нормальных условиях эксплуатации. Стоит учитывать, что существует довольно большое количество различных видов подобных изделий, классификация проводится по форме и типа применяемого материала. Примером можно назвать то, что часто используется пружинная сталь, которая характеризуется высокой упругостью. Все стопорные шайбы делятся на несколько основных групп:

  1. Гроверные.
  2. Зубчатые.
  3. Тарельчатые.
  4. Со специальными насечками и рифлением.
  5. С лапками.
  6. Клиновая.

Все разновидности типов стопорных шайб характеризуются своими определенными особенностями, которые должны учитываться. Примером можно назвать распространенный вариант исполнения с внутренними зубцами или гроверные. Их особенности следующие:

  1. Основная часть представлена кольцом, которое изготавливается из металла.
  2. По поверхности создаются надрезы, расположенные в разных плоскостях.

В большинстве случаев шайба изготавливается при применении подпружиненной стали. В процессе производства она подвергается упругой деформации, благодаря которой исключается вероятность самопроизвольного вывинчивания крепежных элементов

Практически все стопорные детали гроверного типа имеют квадратное поперечное сечение. При этом для существенного расширения области применения на поверхность может наносится антикоррозионное покрытие. Проблема большинства металлических деталей заключается именно в том, что длительное воздействие повышенной влажности становится причиной появления ржавчины, со временем она снижает эксплуатационные характеристики.

В продаже также есть разрезная шайба, которая имеет плоскую или коническую форму. При этом в зависимости от области применения зубья могут быть расположены внутри и снаружи. Эта группа делится на несколько подгрупп:

  1. Тарельчатые.
  2. С различным лапами.
  3. С выступами.

Применяется шайба стопорная с лапками в том случае, когда нужно обеспечить высокую надежность соединения. Многолапчатая поверхность входит в зацепление со специальными выемками, за счет этого исключается вероятность проворачивания крепежного элемента. Лапки могут иметь различную длину.

Примечание

  1. В утратившем силу в РФ стандарте ГОСТ 1497.4-87 существовал также класс прочности 6.6.
  2. Минимальный класс прочности гайки для данного класса прочности болта при создании болтового соединения.
  3. Стандарт, применяемый в автомобилестроении.
  4. ksi = 1000 psi = 6,895 MPa.
  5. ГОСТ Р 52627-2006 не определяет конкретные марки стали, указывая только на химический состав и некоторые механические свойства. Приведённые в таблице марки стали являются наиболее употребительными в технике для данных классов прочности.
  6. ГОСТ Р 52628-2006 не определяет конкретные марки стали, указывая только на химический состав и некоторые механические свойства. Приведённые в таблице марки стали являются наиболее употребительными в технике для данных классов прочности.

Методы контроля

При изготовлении изделий также рассматривается то, каким образом проводится проверка основных параметров. Были разработаны различные методы контроля, большая часть указывается в ГОСТ 18123-82. К особенностям этого момента отнесем следующее:

  1. Угол наклона лапок может не контролироваться. Это связано с тем, что для этого требуется инструмент высокой точности.
  2. Допускается также изготовление при согласовании с заказчиком без выполнения контроля и тестирования основных параметров. Подобные шайбы устанавливаются исключительно на неответственных механизмах.

Выделяют довольно большое количество различных методов контроля, которые исключают вероятность выпуск продукта с явными дефектами. Примером можно назвать нижеприведенную информацию:

  1. В большинстве случае выполняется визуальный осмотр изделия. На данном этапе определяются основные дефекты, к примеру, трещины и вмятины. Визуальный осмотр позволяет выявить большинство из распространенных дефектов, однако определить основные эксплуатационные свойства нельзя.
  2. Испытания проводятся для определения основных свойств. Как правило, для этого применяются специальные установки. Они позволяют определить прочность, надежность, твердость и другие свойства.

Тестированию подвергаются не все детали из партии, как правило только выборочно. Выпуск продукта с явными дефектами запрещается, так как они могут не обеспечить требуемую степень фиксации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector