Какими бывают виды изнашивания: классификация и характеристики износа

Типы износа

Классификация видов износа с точки зрения вызывающих его физических явлений в микромире, дополняется систематизацией по макроскопическим последствиям для экономики и ее субъектов.

В бухгалтерском учете и финансовой аналитике понятие износа, отражающее физическую сторону явлений, тесно связано с экономическим понятием амортизации оборудования. Амортизация означает как снижение стоимости оборудования по мере его старения, так и отнесение части этого снижения на стоимость производимой продукции. Это делается с целью аккумулирования на специальных амортизационных счетах средств для закупки нового оборудования или частичного усовершенствования его.

В зависимости от причин и последствий различают физический, функциональный и экономический.

https://youtube.com/watch?v=_Kax-CoVwNw

Физический износ

Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.

Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:

  • Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
  • Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
  • Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.

Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам

Функциональный износ

Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:

  • Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
  • Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу

Функциональный износ

Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:

  • Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
  • Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.

В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.

Экономический износ

Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:

  • Падение спроса на выпускаемые товары.
  • Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
  • Ценовое давление конкурентов.
  • Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
  • Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
  • Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране окружающей среды.

Экономический износ

Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.

Как и для чего учитывается износ

Износ основных средств напрямую определяет ключевые характеристики успешности предпринимательской деятельности, а именно:

  • объем выпускаемых товаров;
  • их качество;
  • конкурентоспособность продукции;
  • издержки производства и др.

Из этого следует, что учет и контроль процесса износа – одна из самых важных задач управления предприятием.

Для количественного учета износа основных средств применяется понятие амортизации – постепенного переноса стоимости основных фондов на себестоимость продукции, которую удалось произвести с их непосредственным участием.

Амортизационные отчисления предназначены для частичного восстановления основных средств (ремонта) или полного их замещения (реновации). Их вычисляют на основании норм амортизационных отчислений: определение доли стоимости, которая ежегодно переносится с основного средства на произведенную продукцию. Они зависят от:

  • установленного для каждого типа основных средств срока полезного использования;
  • метода начислений по амортизации.

Нормативный срок службы

Его определяют по стандартизированному классификатору, в рамках которого этот период может быть установлен организацией по своему усмотрению в установленных границах амортизационной группы.

Метод вычисления амортизации

Основные средства разделяются на сходные по характеристикам группы, и для каждой группы применяется один из методов начисления амортизационных отчислений, который будет актуален в течение всего нормативного срока.

  1. Пропорциональные методы – амортизация вычисляется в течение всего отчетного периода равномерно, в соответствии с нормой. К ним относятся:

    • равномерно-прямолинейный;
    • износ в зависимости от срока службы;
    • амортизация в зависимости от выполненной работы.
  2. Регрессивные методы – ускоренная амортизация, когда в первое время эксплуатации начисляется большая амортизация, чем в последующие. К ним относят:

    • метод уменьшающегося остатка (постоянного процента);
    • метод фиксированного срока службы;
    • метод «суммы чисел» (кумулятивный).

Усталостное изнашивание и его характеристики

Виды изнашивания и нарушения геометрии весьма многообразны. Много проблем инженерам–конструкторам и инженерам-механикам доставляет усталостное выкрашивание поверхностей деталей. Этот «недуг» очень коварный. Явление усталостного выкрашивания возникает в деталях, которые работают на протяжении длительного времени в условиях знакопеременных нагрузок. Это характерная «болезнь» зубчатых соединений.

Этот вид изнашивания сопровождается зарождением трещин на поверхности и их проникновением вглубь изделия. На незначительной площади поверхности возникает целая сеть таких вот микротрещин. Под воздействием давлений и температур небольшие разрозненные кусочки металла отслаиваются от основного тела и отпадают. Немаловажную роль в этом процессе играет смазка (масло), которая проникает в микротрещины и содействует разрушению.

Виды износа

Классификация износа на сегодняшний день отличается достаточной обширностью. Так, для полного понимая целесообразно изначально рассмотреть информацию кратко, после чего углубиться в детали. Категория старения подразделяется на фактический износ, который сопровождается изменением характеристик объекта; функциональный износ, который вызывается вследствие развития новых технологий; внешний износ, обусловленный воздействием факторов внешнего типа. Первые два вида износа основных фондов классифицируются на устранимые и неустранимые. Кроме того, первая группа подразделяется в соответствии с причинами, вызвавшими старение оборудования, на износ первого рода (накапливается в результате эксплуатации в нормальных темпах) и износ второго рода (накапливается по причине аварий, стихийных бедствий и других факторов негативного характера). Если судить относительно времени протекания, то в этой же группе принято выделять непрерывный (технико-экономические показатели снижаются постепенно) и аварийный (мгновенный по времени осуществления, например, в результате пробоя кабеля или аварии на производстве) износ.

Вторая группа, то есть такой вид износа основных средств, как функциональный, классифицируется на моральный (основной причиной в данном случае выступает изменение характеристик изделий, аналогичных данному, а также удешевление их производства) и технологический (ключевой причиной служит изменение цикла, в который по традиции входит данный объект, в технологическом плане) износ. В свою очередь, моральное старение, исходя из затратных статей, изменения в структуре которых привели к износу, подразделяется на старение, обусловленное избыточными затратами капитала; устаревание по причине предельно больших затрат в эксплуатации; старение, обусловленное низким уровнем эргономичности и экологии.

Важно отметить, что внешний износ бывает только неустранимым

Итак, далее перейдем к разбору определенных видов износа оборудования, которым следует уделить пристальное внимание

Как рассчитывается износ автомобиля

В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль неизбежно теряет свой внешний вид, товарную стоимость. С одной стороны, владельцу машины нет необходимости в проведении специальных мероприятий по оценке степени ущерба. За ремонт с него возьмут столько, сколько потребуется. При этом замена деталей, как правило, происходит на новые аналоги или на бывшие в употреблении с согласия собственника.

Необходимость проведения расчетов об оценке степени износа возникает тогда, когда человек обращается за страховой премией к своему страховщику. Согласно действующему договору, человеку будет компенсирована стоимость выполнения восстановительных работ и цена запасных частей с учетом износа. Если в первом случае гражданин может рассчитывать на применение актуальных расценок, то во втором случае практически всегда возникает большое количество споров.

Износ авто

С 2010 года в Российской Федерации действует документ, к положениям которого обращаются эксперты независимых агентств, представители страховых компаний и сами владельцы транспортных средств. Подсчет материального ущерба в соответствии с Постановлением Правительства подразумевает определение справедливой стоимости запасных частей с учетом их амортизации.

Каждая из сторон конфликта может по-разному трактовать этот документ, но факт остается фактом: граждане по нему сверяют свои потери. Формулы для подсчета достаточно сложные, но в любом случае они позволяют прояснить ситуацию. В особую группу выделяются запасные части на автомобиль, которые оказывают непосредственное влияние на безопасное вождение.

Например, для износа кузова транспортного средства используются такие параметры как возраст, гарантия производителя от сквозной коррозии. Для вычисления амортизации шины машины берутся такие исходные данные как высота рисунка нового изделия и фактическая, параметр минимально допустимой высоты. Дополнительный коэффициент, который корректирует степень износа – возрастной фактор. Так, если шина эксплуатируется больше трех, но менее 5 лет, применяется дефлятор 15%. Для более старых элементов с возрастом более пяти лет сумма корректируется на 25%.

Изучая тенденции установления показателей износа отмечается, что занижение коэффициентов происходит по самым продаваемым в России маркам авто. Согласно расчетным данным, средняя амортизация отечественного автомобиля составляет 5-6% в год. Получается, что через 20 лет оформлять страховку особого смысла нет, так как страховая заплатит разве что за ремонт, но не за детали.

И все-таки исчисление износа лучше всего оставлять для работы экспертам. Специалисты учитывают три этапа, по которым происходит устаревание детали. Первый – это приработка смежных деталей в результате трения. Второй этап считается нормальным периодом эксплуатации. Третий период считается временем критического (полного) износа, при котором автомобиль или отдельный его узел становятся аварийными.

Как уменьшить износ

Говоря о физическом износе отдельных узлов, механизмов и деталей авто, подразумевают трение. Это основная причина, по которой происходит изнашивание изделий, что неизбежно приводит к необходимости его замены.

Самый распространенный способ борьбы с таким явлением, как трение, является применение присадок, специальных составов, масла и прочих веществ. Нередко такие материалы называют кондиционером металла. В некоторых случаях замена масла дает ожидаемый эффект – владелец машины реже тратится на приобретение запчастей. Опытные водители обычно стараются приобретать проверенные временем товары, в составе которых нет твердых частиц или соединений.

На первом месте среди ведущих узлов находится кузов. Он не только обеспечивает защиту внутренних механизмов, водителя и пассажиров от атмосферных осадков, но и является основой для крепления и сборки всего автомобиля. Уменьшить износ кузова можно за счет перманентного наблюдения за поверхностью лакокрасочного покрытия. При обнаружении дефектов следует сразу же принять меры к устранению (грунтование и покраска).

Для определения неустранимого износа используют величину стоимости, на которую уменьшается цена объекта по причинно-следственной связи с его техническими характеристиками. При изучении качества фондов может обнаруживаться как излишек, так и недостаток полезных свойств. Определение амортизации в этом случае основывается на подсчете капитализируемых потерь.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Еще некоторые точки зрения на износ

Иногда на этот процесс следует взглянуть под другим углом. Поэтому, давайте рассмотрим, какие еще виды износа могут быть. По характеру и степени распространения выделяют:

  1. Глобальный износ. Так называют ситуацию, когда процесс распространен на весь объект в целом.
  2. Локальный износ. Так называют процесс, когда различные детали и узлы поражаются в разной степени.

Также по техническим возможностям и экономической целесообразности восстановления потерянных потребительских свойств различают:

  1. Устранимый износ. Это процесс, развернуть который вспять возможно физически и оправдано экономически. То есть, он допускает проведение ремонта и восстановление объекта.
  2. Неустранимый износ. В таком случае развернуть процесс вспять невозможно из-за определенных конструктивных особенностей или сложно по экономическим соображениям (например, расходы превышают прирост стоимости).

И еще о форме проявления:

  1. Технический износ. Под этим подразумевается понижение фактический значений параметров объекта сравнительно нормативным (паспортным) данным.
  2. Конструктивный износ. Под ним подразумевается ухудшение защитных свойств внешнего покрытия.

Рекомендации для продления ресурса шин

Каждый автовладелец по объективным и всем понятным причинам хочет тратить на машину меньше, получая от неё максимум возможностей. Покрышки, даже если приобретать недорогие комплекты, всё равно подразумевают внушительную статью расходов.

Чтобы уменьшить интервал между покупками новых шин, продлив срок службы старым, достаточно соблюдать несколько простейших правил.

  • После замены покрышек и в рамках ремонта, либо обслуживания, требующего снятия колёс, обязательно проводите проверку развал-схождения. Если балансировка будет выполнена неправильно, начнётся ускоренный и неравномерный износ. Параллельно машину начнёт кренить в одну сторону.
  • Соблюдайте все предписанные автопроизводителем требования при выборе резины для своего транспортного средства. Перед покупкой сверяйтесь с технической документацией.
  • Хотя бы 1 раз в неделю перед поездками и во время остановок при длительных путешествиях проверяйте показатели давления в шинах. Сверяйте их с рекомендуемыми. И при необходимости подкачивайте или спускайте.

Важно понимать, что износ является неотъемлемой составляющей жизни любого автомобиля. Естественного износа бояться не стоит, поскольку с ним сталкиваются абсолютно все

Если же вы наблюдаете признаки ненормального износа покрышек, нужно выяснить причину его появления, а затем заменить комплект резины. Грамотная эксплуатация сэкономит ваш бюджет и защитит от серьёзных последствий, к которым может привести износ.

Как повлиять на показатель?

Износ сооружений, оборудования, узлов и деталей – это неизбежное. Но вот растянуть этот процесс вполне возможно. Фактическое значение зависит от ресурса и срока службы. Первый параметр определяется наработкой, тогда как второй календарной продолжительностью эксплуатации. Обычно при создании объекта указывается/просчитывается, сколько он может проработать. Например, на автомобиль дают гарантию в 100 тысяч километров или 5 лет. Но дополнительно влияние оказывает и состояние окружающей среды, и наличие пиковых нагрузок, периодичность и качество технического обслуживания/ремонта, режим и интенсивность эксплуатации. Держа все эти показатели в разумных рамках, можно добиться существенных результатов.

Общее понятие износа

Под износом основных средств понимают степень утраты дорогостоящими средствами, которые числятся за организацией, своей стоимости и потребительских свойств. Сущность начисления степени изнашиваемости заключается в перманентном уменьшении цены товара в соответствии с фактическим сроком применения. При этом следует различать, что износ как таковой должен сопровождаться непосредственной эксплуатацией фондов.

На физический или материальный износ оказывают влияние следующие факторы:

Износ основных средств

  • Объем загрузки фондов, которые непосредственно участвуют в производственном процессе
  • Особенности технологий (технологического процесса), которые применяются на конкретном производстве
  • Имеющаяся квалификация оператора оборудования, а также его личное отношение к вверенному имуществу
  • Качество станков или транспорта, которые введены в эксплуатацию
  • Иные параметры, такие как условия хранения, техническое обслуживание и уход за основными фондами

Под моральным износом понимается не только устаревание уже имеющихся мощностей, но и степень влияния, которую оказывают результаты внедрения новых, более прогрессивных фондов. В последнем случае меры являются более чем оправданными, что подтверждается вполне реальным экономическим эффектом.

Примером такого внедрения является приобретение оборудования, которое в отличие от старого аналога, оснащено дополнительными функциями. Обычно среди таких возможностей высоко ценятся инструменты, за счет которых уменьшается ручной труд (происходит оптимизация действующего штата работников).

В практике хозяйствующих субъектов используется понятие устранимого и неустранимого износа. Устранимые технические недостатки позволяют продлить срок использования оборудования за счет затрат на восстановление. К таким действиям относятся возвращение эксплуатационных свойств газовым счетчикам, сантехническому оборудованию или агрегатам в целом. При этом учитывается такой параметр как величина дополнительно приобретенной стоимости. Если эта величина больше допустимого бюджета на ремонт основных фондов, износ считается устранимым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector