Гост 6033-51 соединения зубчатые (шлицевые) эвольвентные

Прочность прямобочных шлицев.

Напряжение смятия на рабочей поверхности шлица (рис. 587)

где H — полная высота шлица; h — активная высота шлица за вычетом галтели радиусом r у основания шлица и фаски (с) на наружной грани шлица (принято с = r); L — длина шлицев.

Действующая на шлиц сила

где Мкр = М­Т — момент, передаваемый соединением; R — средний радиус шлицев; z — число шлицев, равное по исходному допущению

(b — ширина шлица); i — доля шлицев, воспринимающих нагрузку.

Следовательно,

и

Назовем b\H относительной шириной профиля и r/Н — относительным радиусом галтели и введем обозначения b/H = u; r/H = РH.

Приняв

получаем безразмерную величину приведенного напряжения смятия

Действительное напряжение смятия

Для определения напряжений изгиба примем, что сила Р приложена посередине высоты шлица. Напряжение изгиба в опасном сечении у основания шлица

где kэ — эффективный коэффициент концентрации напряжений.

Подставляя в это выражение значение Р из уравнения (140), получаем

Приведенное напряжение изгиба

Для определения концентрации напряжений воспользуемся диаграммой (рис. 588), изображающей эффективный коэффициент концентрации напряжений kэ, для призматического стержня из прочной стали по осредненным данным, полученным рядом авторов, в зависимости от ρb = r/b.

Принятое обозначение ρH = r/Н связано с величиной ρb соотношением ρH = uρb.

Как видно из выражений (142) и (144), напряжения изгиба и смятия определяются только относительной шириной шлица (u) и относительным радиусом галтели ρH. Число шлицев и абсолютные их размеры не имеют значения. Соединения с малым числом крупных шлицев и с большим числом мелких шлицев (рис. 589, a—в), равнопрочны, если профили шлицев геометрически подобны.

Мелкие шлицы применять целесообразнее. Уменьшение высоты шлицев при заданном внутреннем диаметре вала сокращает радиальные размеры соединения, а при заданном наружном — увеличивает внутренний диаметр вала, существенно повышая его прочность. Из-за коэффициента влияния абсолютных размеров сопротивление усталости мелких шлицев выше, чем крупных. На рис. 590, а показаны подсчитанные по формулам (142) и (144) приведенные напряжения изгиба σ0изг и смятия σ0см для различных u и ρH. При малых u (узкие и частые шлицы) напряжения смятия невелики, а напряжения изгиба значительны. При больших u (широкие и редкие шлицы) напряжения смятия превышают напряжения изгиба.

Так, например, при u = 1 и ρH = 0,1 напряжения смятия σ0см = 1,25 (точка А), а изгиба σ0изг = 5,1 (точка Б). При u = 3 и ρH = 0,1 напряжение σ0см = 3,75 (точка В), а σ0изг = 1,9 (точка Г). С увеличением ρH напряжения смятия возрастают, а напряжения изгиба снижаются; с уменьшением — наоборот.

Следовательно, когда прочность соединения лимитируется напряжениями смятия (посадки с зазором по боковым граням шлицев, подвижные направляющие соединения), надо применять малые значения u = 1,0—1,2 при умеренных радиусах ρH = 0,10—0,15 (заштрихованные участки на рис. 590). Если прочность соединения определяется напряжением изгиба (посадки с натягом по боковым граням, затянутые соединения), целесообразно придерживаться более высоких значений u = 1,5—2,0 и радиусов ρH = 0,15—0,20.

В частном случае, когда допустимые напряжения смятия численно равны напряжениям изгиба (σ0см = σ0изг), оптимальные параметры шлицев определяются точками пересечения кривых σ0см и σ0изг, имеющих одинаковые значения ρH (светлые точки). В наиболее употребительном диапазоне ρH = 0,1—0,2 значения u для этого случая равны u = 1,4—2,1.

На практике работоспособность соединений, особенно при циклической нагрузке, определяется преимущественно напряжениями смятия, что объясняется различными условиями работы шлицев при смятии и изгибе. Напряжения смятия, сосредотачивающиеся на наиболее нагруженных участках шлицев, вызывают местный наклеп, появление неровностей, сопровождающееся дальнейшим возрастанием очаговых нагрузок и приводящее в конечном счете к схватыванию соединения. При изгибе перегруженные шлицы упруго деформируются, что способствует передаче нагрузки на остальные, менее нагруженные шлицы и упрочнению соединения.

По этим причинам следует, как правило, всемерно уменьшать напряжения смятия, т. е. придерживаться малых значений u = 1—1,5 и ρH = 0,1—0,15 (заштрихованные области на рисунке) при несколько повышенных напряжениях изгиба. Оптимальным можно считать значение u = 1,5, при котором σ0см ≈ 2 и σ0изг ≈ 3,2. Применять u > 2 во всяком случае не рекомендуется. Если прочность материала ступицы ниже прочности вала, целесообразно ширину bст шлицев ступицы делать больше ширины bв шлицев вала в отношении

где σв и σст — пределы прочности на смятие соответственно вала и ступицы.

Прочность желобчатых шлицев.

Разновидностью прямобочных шлицев являются желобчатые шлицы (рис. 591) с впадиной, профилированной дугой окружности радиусом r = 0,5b(ρH = r/Н = 0,5u).

Напряжение смятия у желобчатых шлицев

Подставляя значение Р из формулы (140) и по-прежнему полагая

получаем приведенное напряжение смятия

Напряжение изгиба

Приведенное напряжение изгиба

Коэффициент концентрации напряжении в данном случае является функцией величины ρb = r/b = 0,5 и согласно рис. 588 равен kэ = 1,2.

Подсчитанные по формулам (146) и (147) напряжения приведены на рис. 590, а в функции u.

Как видно, желобчатые шлицы применимы в очень узких пределах значений u = 0,75—1,25 (заштрихованная область). При u < 0,75 получаются стишком узкие и высокие шлицы с большими напряжениями изгиба, применимые только в специальных соединениях (упругие шлицы). При u > 1,25 резко возрастают напряжения изгиба. Оптимальными можно считать значения u = 1,00—1,25, для которых напряжения равны соответственно

Обозначения шлицевых соединений валов и втулок на чертежах

Обозначения шлицевых прямобочных соединений валов и втулок на чертежах должны содержать: букву, обозначающую поверхность центрирования; число зубьев и номинальные размеры d, D и b; обозначения полей допусков или посадок по диаметрам или по ширине b, помещенные после соответствующих размеров.

Примеры условного обозначения прямобочного шлицевого соединения с числом зубьев z = 8, внутренним диаметром d = 52 мм, наружным диаметром D = 58 мм, шириной зуба b = 10мм:

при центрировании по внутреннему диаметру d, с посадкой по центрирующему диаметру и по ширине зуба

– при центрировании по наружному диаметру, с посадкой по центрирующему диаметру и по ширине зуба

  • – при центрировании по боковым сторонам зубьев с посадкой
  • Пример условного обозначения отверстия втулки того же соединения при центрировании по внутреннему диаметру
  • .

  1. Пример условного обозначения вала того же соединения при центрировании по внутреннему диаметру .
  2. Обозначения на чертежах шлицевых эвольвентных соединений валов и втулок должны содержать: номинальный диаметр соединения D; модуль m; обозначение посадки соединения (полей допусков вала и втулки), помещаемое после размеров центрирующих элементов; обозначение стандарта.
  3. Обозначение поля допуска ширины впадины втулки и толщины зуба вала состоит из числа, обозначающего степень точности, и буквы, обозначающей основное отклонение, например: 9H; 10p; 9n; 7f.
  4. Примеры условных обозначений:
  5. – эвольвентного шлицевого соединения с D = 50 мм; m = 2 мм при центрировании по боковым сторонам зубьев (по ширине зуба b), с посадкой по боковым поверхностям зубьев :
  6. 50×2× ГОСТ 6033-80;
  7. втулки того же соединения:
  8. 50×2×9H ГОСТ 6033-80;
  9. вала того же соединения:
  10. 50×2×9g ГОСТ 6033-80;
  11. – эвольвентного шлицевого соединения с D = 50 мм; m = 2 мм при центрировании по наружному диаметру Df, с посадкой по центрирующему диаметру :
  12. 50 × × 2 ГОСТ 6033-80;
  13. – втулки того же соединения:
  14. 50 × H7 × 2 ГОСТ 6033-80;
  • – вала того же соединения:
  • 50 × g6 × 2 ГОСТ 6033-80;
  • – эвольвентного шлицевого соединения с D = 50 мм; m = 2 мм при центрировании по внутреннему диаметру df, с посадкой по центрирующему диаметру :
  • 50 × 2 × ГОСТ 6033-80.
  • 4. Контроль шлицевых соединений

Контроль шлицевых прямобочных соединений.Шлицевые изделия контролируют дифференцировано (поэлементно) с помощью предельных калибров или универсальных измерительных средств отдельно по каждому параметру и комплексно (по всему контуру) – с помощью комплексных проходных калибров, выполняемых по подобию сопрягаемых деталей.

  1. Дифференцированный контроль шлицевых валов с прямобочным профилем по наружному и внутреннему диаметрам и толщине зубьев производится предельными скобами (рисунок а).
  2. Дифференцированный контроль шлицевых отверстий с прямобочным профилем по наружному и внутреннему диаметрам и ширине впадины производится предельными пробками (рисунок б).
  3. Все комплексные калибры являются проходными.
  4. Шлицевые изделия с эвольвентным профилем проверяются комплексными калибрами и дифференцировано предельными калибрами по следующим размерам: внутреннему диаметру отверстия, наружному диаметру вала, толщине зубьев у вала и ширине впадин у отверстия (втулки).

Контроль толщины зубьев валов и ширины впадин отверстий ГОСТ 6528-80 рекомендует производить путем измерения расстояния между измерительными роликами, закладываемыми в противоположные впадины . Допускается контроль толщины зубьев и ширины впадин предельными калибрами.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ДЛЯ ЭВОЛЬВЕНТНЫХ ЗУБЧАТЫХ СОЕДИНЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Устанавливаются три предела отклонений ширины впадин отверстия и толщины зубьев вала:

а) предельное суммарное отклонение (нижнее для ширины впадин отверстия и верхнее для толщины зубьев вала), определяющее соответственно толщину зубьев или ширину впадин комплексных калибров (пробки и кольца);

б) предельные отклонения (верхнее и нижнее) одного размера ширины впадин (для отверстия) или толщины зубьев (для вала).Примечания:

1. Отклонения ширины впадин отверстия и толщины зубьев вала отсчитываются от общего номинального размера:

.

2. Разность между предельным отклонением по комплексному калибру и верхним отклонением толщины зуба вала (или соответственно нижним отклонением ширины впадины отверстия) компенсирует ошибки профиля и расположения зубьев.Валы считаются годными, если комплексный калибр-кольцо проходит и толщина зуба не выходит за установленный нижний предел.Отверстия считаются годными, если комплексный калибр-пробка проходит и ширина впадины не выходит за установленный верхний предел.Верхнее отклонение толщины зуба и нижнее отклонение ширины впадины — ориентировочные.

2. Предельное отклонение ширины впадин отверстия по комплексному калибру устанавливается равным нулю, т.е. разные посадки по осуществляются по системе отверстия. Поля допусков ширины впадин отверстия и их обозначения устанавливаются следующие:

Таблица 1

Модуль

Обозначение полей допусков отверстий

Предельное отклонение, мк

1 и 1,5

+45

+70

+100

+20

+30

+40

2-3,5

+55

+85

+125

+25

+35

+45

5 и 7

+65

+100

+150

+30

+40

+50

10

+80

+120

+180

+40

+50

+60

3. Поля допусков толщины зубьев вала устанавливаются следующие:

Таблица 2

Модуль

Обозначение полей допусков валов

Предельное отклонение, мк

1 и 1,5

+45

+20

+70

+30

-30

+25

-20

+40

-30

-60

-25

-45

-40

-70

-120

2-3,5

+55

+25

+85

+35

-35

+30

-25

+50

-35

-70

-30

-55

-50

-85

-150

5 и 7

+65

+30

+100

+40

-40

+35

-30

+60

-40

-80

-35

-65

-60

-100

-180

10

+80

+40

+120

+50

-50

+40

-40

+70

-50

-110

-40

-80

-70

-120

-230

4. При центрировании по предельные отклонения наружного диаметра вала и отверстия должны назначаться по стандартам на посадки гладких цилиндрических поверхностей в системе отверстия. Рекомендуются следующие посадки:

; ; ; ; ; ; ; .

Посадки по при центрировании по рекомендуются:

и .

5. Предельные отклонения нецентрирующих диаметров и устанавливаются следующие (если по условиям обработки не требуется большая точность):

по (ОСТ 1013) или (ОСТ 1014);

по (ОСТ 1013), (ОСТ НКМ 1017) или (ОСТ 1014).

6. Обозначения отверстий, валов и их соединений при допусках по табл.1 и 2 должны содержать: буквы «Эв», номинальный диаметр соединения, модуль, число зубьев и обозначения полей допусков размеров и при центрировании по или размера при центрировании по .Примеры:Обозначение соединения диаметром 50 мм, с модулем 2,5 числом зубьев 18, с центрированием по и посадкой по и по :

Эв. 502,518

То же, при центрировании по :

Эв. 502,518

Обозначение отверстия того же соединения при центрировании по :

Эв. 502,518 .

То же, вала:

Эв. 502,518 .

Шпоночное соединение

Шпоночные соединения применяют для соединения различных деталей с валом при передаче крутящего момента. Для выполнения шпоночного соединения на валу фрезеруют паз, аналогичный паз делают и в отверстии детали, устанавливаемой на валу. Шпонка, имеющая параллельные противоположные грани, входит одновременно в оба паза, фиксирует обе детали и обеспечивает передачу крутящего момента от одной детали к другой.

Схема расположения полей допусков шпоночных соединений по размеру Ь.

Шпоночное соединение ослабляет вал и не обеспечивает передачу большого крутящего момента. Этот недостаток отсутствует в шлицевых соединениях.

Шпоночные соединения с призматическими, сегментными и клиновыми шпонками стандартизованы. Обычно шпоночные соединения делятся на два типа: ненапряженные с призматическими и сегментными шпонками и напряженные с клиновыми шпонками.

Шпоночные соединения подразделяются на два вида: напряженные, создаваемые с помощью клиновых шпонок и способные передавать крутящий момент и осевое усилие, и ненапряженные, создаваемые призматическими и сегментными шпонками и передающие только крутящий момент.

Шпоночное соединение выполняют в двух изображениях с местными разрезами.

Шпоночное соединение трудоемко в изготовлении. При передаче вращающего момента оно характеризуется значительными местными деформациями вала и ступицы, что приводит к неравномерному распределению давления по поверхности контакта посадочных поверхностей вала и ступицы, а также на рабочих гранях шпонки и шпоночных пазов, что, в свою очередь, снижает усталостную прочность вала. Поэтому применение шпоночных соединений должно быть ограничено. Его следует применять лишь в том случае, когда для заданного момента не удается подобрать посадку с натягом из-за недостаточной прочности материала колеса.

Технологические схемы узлов Схема бесшпоночного сое-со шпонками динения с упруго-пластичной втул.

Шпоночные соединения имеют недостатки, заключающиеся в том, что при передаче больших и особенно знакопеременных крутящих моментов шпоночный паз на валу приходится делать глубоким, при этом снижается прочность вала. При боковых зазорах между шпонкой и пазом охватывающей детали паз постепенно разрабатывается, что может вызывать срез шпонки или деформацию ее. Учитывая это, особые требования предъявляются к точности центрирования шпоночного соединения и плотности посадки на валу охватывающей детали.

Шпоночные соединения сильно снижают прочность валов, вызывая, помимо ослабления, значительную концентрацию напряжений.

Шпоночное соединение трудоемко в изготовлении. При передаче вращающего момента его характеризуют значительные местные деформации вала и ступицы, что приводит к неравномерному распределению давления на поверхности контакта посадочных поверхностей вала и ступицы, а также на рабочих гранях шпонки и шпоночных пазов, что, в свою очередь, снижает усталостную прочность вала. Поэтому применение шпоночных соединений должно быть ограничено. Его следует применять лишь в том случае, когда для заданного момента не удается подобрать посадку с натягом из-за недостаточной прочности материала колеса.

Шпоночные соединения обычно изнашиваются по рабочим поверхностям как самих шпонок, так и шпоночных пазов на валах и в ступицах. Наиболее часто встречаются следующие нарушения соединений: смятие и выкрашивание рабочих поверхностей шпонок и шпоночных пазов; срез под действием чрезмерных крутящих моментов.

Шпоночные соединения служат в основном для передачи крутящих моментов.

Шпоночные соединения ( начало.

Шпоночные соединения подразделяют на ненапряженные, осуществляемые призматическими ( рис. 6.1, а), сегментными ( рис. 6.1 6) или цилиндрическими ( рис. 6.1, г) шпонками, и напряженные, осуществляемые клиновыми ( рис. 6.1, в) шпонками.

II. РАЗМЕРНЫЙ РЯД СОЕДИНЕНИЙ

2. Номинальные наружные диаметры (), модули (), числа зубьев () и смещение исходного контура () в зависимости от , и должны соответствовать табл.2.

Таблица 2

Размеры, мм

Номинальный наружный диаметр

1

1,5

2

2,5

3,5

5

(7)

10

12

11

13

12

15

14

17

16

20

18

0,5

12

0,25

22

20

0,5

14

-0,25

25

24

0,5

16

-0,25

28

26

0,5

18

0,25

12

1

30

28

0,5

18

0,75

14

32

30

0,5

20

0,25

14

1

35

34

22

0,25

16

0,5

12

1,25

38

36

0,5

24

0,25

18

14

0,25

40

38

0,5

26

-0,25

18

1

14

1,25

42

26

0,75

20

16

-0,25

45

28

0,75

22

-0,5

16

1,25

50

32

0,25

24

18

1,25

55

36

-0,25

26

0,5

20

1,25

14

1,25

60

38

0,75

28

1

22

1,25

16

0,25

65

32

-0,5

24

1,25

18

-0,75

70

34

26

1,25

18

1,75

12

2,5

75

36

0,5

28

1,25

20

0,75

14

80

38

1

30

1,25

22

-0,25

14

2,5

85

32

1,25

24

-1,25

16

90

34

1,25

24

1,25

16

2,5

95

36

1,25

26

0,25

18

100

38

1,25

28

-0,75

18

2,5

110

42

1,25

30

0,75

20

2,5

14

2,5

120

46

1,25

34

-1,25

22

2,5

16

0,5

130

50

1,25

36

0,25

24

2,5

18

-1,5

140

38

1,75

26

2,5

18

3,5

150

42

-0,25

28

2,5

20

1,5

14

160

44

1,25

30

2,5

22

-0,5

14

5

170

48

-0,75

32

2,5

24

-2,5

16

180

50

0,75

34

2,5

24

2,5

16

5

190

36

2,5

26

0,5

18

200

38

2,5

28

-1,5

18

5

220

42

2,5

30

1,5

20

5

240

46

2,5

34

-2,5

22

5

260

50

2,5

36

0,5

24

5

280

38

3,5

26

5

300

42

-0,5

28

5

320

30

5

340

32

5

360

34

5

380

36

5

400

38

5

Примечания:

1. Модуль 7 по возможности не применять.

2. Допуски и посадки рекомендуются по приложению к настоящему стандарту.

Соединение шлицевое эвольвентное с углом профиля 30° по ГОСТ 6033-80. Размеры.

Эвольвентные шлицевые соединения имеют ряд преимуществ по сравнению с прямобочными:

  1. При изготовлении элементов соединения могут быть применены все технологические процессы точной зубообработки.
  2. Более совершенная технология изготовления позволяет получить более высокую точность соединения.
  3. Эвольвентный зуб, утолщенный у основания, более прочен.
  4. Соединения могут быть косозубыми, что при определенных соотношениях угла наклона зубьев колеса и зубьев вала позволяет применять косозубые передвижные колеса в коробках скоростей.

В разделе приведены основные соотношения и размерные ряды.

Номинальные диаметры, модули, числа зубьев эвольвентного шлицевого соединения

  1. Стандарт предусматривает D от 4 до 500 мм;
  2. D и m первого ряда предпочтительнее;
  3. Числа зубьев, заключенные в рамки, предпочтительнее;
  4. Модуль 3,5 по возможности не применять.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector